Версия для слабовидящих transparent_line
Малоритский районный
исполнительный комитет
(
fotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_image
Меню
h_line_delimetr
Управление по труду, занятости и социальной защите


Юридический адрес: Брестская обл. 225903 г.Малорита, ул.Красноармейская, 1 (1-й этаж)

Электронный адрес:  utzszmalorita@brest.by

Факс (801651) 2-01-15


Режим работы управления:

Понедельник – пятница с 8.00 до 17.00

Перерыв на обед с 13.00 до 14.00

Выходные дни: суббота, воскресенье

Дежурство специалистов – (кабинет № 3, т. 2-01-07):

Суббота - 9.00 - 13.00

 

Телефоны «горячей линии»:

по вопросам пенсионного обеспечения   2-01-14;

по вопросам социального обслуживания и социальной помощи   2-01-26;

по вопросам трудоустройства и профессионального обучения безработных   2-01-28.

Время действия телефонов «горячей линии»:

в рабочие дни с 8.00 до 13.00, с 14.00 до 17.00

 

Руководство управления:

Начальник управления – Нехаев Александр Александрович (ул.Красноармейская,1, кабинет 2 (телефон 2-01-24)

Заместители начальника управления:

Иолоп Наталья Петровна (ул.Красноармейская,1, кабинет 5, телефон 2-01-26)

Хотынюк Татьяна Васильевна (ул.Красноармейская,1, кабинет 6, телефон 2-01-22)

 

Вышестоящая организация:

Комитет по труду, занятости и социальной защите Брестского облисполкома

224016,  г.Брест ул.Гоголя, 71.

Режим работы: понедельник – пятница с 8.30 до 17.30

Перерыв на обед: с 13.00 до 14.00

Электронный адрес: komitet_sz@brest.by

 

Управление по труду, занятости и социальной защите Малоритского районного исполнительного комитета является органом государственного управления, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере труда, содействия занятости, социальной защиты населения на территории Малоритского района.

Управление является структурным подразделением Малоритского районного исполнительного комитета с правом юридического лица, входит в систему Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, в своей деятельности подчиняется Малоритскому райисполкому и комитету по труду, занятости и социальной защите Брестского областного исполнительного комитета.

В своей деятельности управление руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства Республики Беларусь, Положением об управлении и осуществляет ее во взаимодействии с другими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, общественными организациями (объединениями) и международными организациями.

 

 

В структуру управления входят:

-    отдел пенсий и пособий;

-    отдел по труду и занятости населения;

-    сектор социальной поддержки населения.

 

Основные направления деятельности:

-     реализация основных направлений государственной политики по комплексному решению проблем в социально-трудовой сфере, включая вопросы оплаты труда, обеспечения безопасных условий и охраны труда, содействия занятости населения, развития социального партнерства, государственного пенсионного обеспечения, государственного социального обслуживания и социальной поддержки населения, демографической безопасности, улучшения социально-экономических условий жизнедеятельности семьи;

-     обеспечение исполнения законодательства, регулирующего  вопросы труда, занятости и социальной защиты населения, осуществление мониторинга и анализа эффективности правоприменительной практики по этим направлениям;

-     осуществление в пределах своих полномочий надзора за соблюдением законодательства о занятости населения, пенсионном обеспечении, об охране труда;

-     организация работы по дебюрократизации, заявительному принципу «одно окно»;

-     организация работы с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами;

-     проведение информационно-разъяснительной работы по вопросам, входящим в компетенцию управления;

-     обеспечение ведения государственной статистической и ведомственной отчетности по вопросам, входящим в компетенцию управления.

 

ГРАФИК
личного приёма граждан и представителей юридических лиц руководством управления по труду, занятости и социальной защите Малоритского райисполкома

№ п/п

Фамилия, имя, отчество ведущего прием

Должность

День приема, время,

телефон

Кабинет

1

НЕХАЕВ

АЛЕКСАНДР

АЛЕКСАНДРОВИЧ

начальник управления

третья среда месяца

с 8.00 до 13.00

8 (01651) 2 01 24

кабинет

№ 2

2

ИОЛОП

НАТАЛЬЯ

ПЕТРОВНА

заместитель начальника управления – заведующий сектором социальной поддержки населения

вторая и пятая среда месяца

с 8.00 до 13.00

8 (01651) 2 01 26

кабинет

№ 5

3

ХОТЫНЮК

ТАТЬЯНА

ВАСИЛЬЕВНА

заместитель начальника управления - начальник отдела по труду и занятости населения

первая и четвёртая среда месяца

с 8.00 до 13.00

8 (01651) 2 01 22

кабинет

№ 6

Предварительную запись на приём ведёт главный специалист отдела социальной поддержки населения Бурштын Валерий Геннадьевич, кабинет № 3, тел. 2 01 07.

В случае отсутствия начальника приём ведёт лицо, исполняющее его обязанности

 

 

График проведения «прямых телефонных линий»
на 4 квартал 2020 года

№ п/п

Место проведения, телефон

Ф.И.О., должность лица ведущего прямую телефонную линию

Тематика

Дата проведения

1.

Каб. 2

Тел. 2-01-24

Нехаев А.А., начальник управления

Вопросы труда, занятости и социальной защиты

08.12.2020

10.00-12.00

2.

Каб. 5

Тел. 2-01-26

Иолоп Н.П., заместитель начальника управления – заведующий сектором социальной поддержки населения

Вопросы социальной поддержки населения

18.11.2020

10.00-12.00

3.

Каб. 18

Тел. 2-01-22

Хотынюк Т.В.,

заместитель начальника управления - начальник отдела по труду и занятости населения

Вопросы труда и занятости населения

15.10.2020

10.00-12.00

4.

Каб. 9

Тел. 2-01-14

Витрюк Л.С.,

начальник отдела пенсий и пособий

Вопросы пенсионного законодательства

21.10.2020

10.00-12.00




График выездного приёма граждан

на 3 квартал 2020 года

№ п/п

Ф.И.О., должность лица осуществляющего приём

Место проведения

Дата проведения

1.

Нехаев А.А.,

начальник управления

Мокранский  сельский исполнительный комитет

аг. Мокраны

10.11.2020

10.00-12.00

 

Работа, проводимая в сфере

Социальная защита

В управлении по труду, занятости и социальной защите Малоритского райисполкома по состоянию на 1 октября 2020 года на учете состоит 6580 пенсионеров, в том числе пенсионеров, получающие трудовые пенсии 6391. Из них проживают в сельской местности – 3648 пенсионеров.

Средний размер трудовой пенсии на 01.10.2020 г. составил 424,953 руб.

 

18 мая 2020 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 171 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан».

Указом предусматривается:

Для многодетных матерей

• Увеличение предельного периода по уходу за детьми, засчитываемого в общий стаж для целей пенсионного обеспечения, с 9 до 12 лет в общей сложности

Для матерей, родивших четверо и более детей, периоды, когда они не работали в связи с уходом за малолетними детьми, будут засчитываться в общий стаж работы для назначения пенсии в пределах 12 лет. В настоящее время учитываются в пределах 9 лет.

Указа будет применяться не только при первичных назначениях пенсий женщинам, родившим четверых и более детей, но и к пенсиям, назначенным до 1 января 2021 года.

Пенсии будут перерасчитываться с учетом данной нормы с первого числа месяца, следующего за тем, в котором женщина обратится за перерасчетом пенсии в установленном законодательством порядке (с заявлением и документами, подтверждающими рождение четверых и более детей и воспитание их до 3-летнего возраста (если таких документов нет в материалах пенсионного дела) в органы по труду, занятости и социальной защите.

•  Уменьшение периода страхового стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту по достижении общеустановленного пенсионного возраста женщинам, родившим четверых детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста

Женщинам, родившим четверых детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста, трудовая пенсия по возрасту по достижении общеустановленного пенсионного возраста будет назначаться при наличии общего стажа не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет.

 

Для граждан с инвалидностью

• Снижение страхового и общего стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту гражданам, которые являлись инвалидами I и (или) II группы

Снижение страхового стажа гражданам, которые являлись инвалидами I и (или) II группы: более 10 лет – на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидности

Одновременно для указанной категории лиц снижено требование к общему стажу

для женщин – с 20 до 15 лет,

для мужчин – с 25 до 20 лет.

Также на 5 лет снижен общий стаж инвалидам с детства I и (или) II группы для назначения досрочной пенсии по возрасту по статье 22 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».

По вопросу назначения трудовой пенсии по возрасту с учетом данной нормы либо перевода с получаемой пенсии по инвалидности на пенсию по возрасту необходимо обратиться в установленном законодательством порядке (с заявлением и необходимыми документами) в органы по труду, занятости и социальной защите.

В этой связи обращаем внимание, что в соответствии с частью третьей статьи 68 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» инвалидам с детства, инвалидность которым установлена пожизненно, пенсия по возрасту увеличивается на 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту (размер этого увеличения в мае 2020 г. составляет 30,85 руб.).

Для родителей детей-инвалидов

• Увеличение размера социальной пенсии родителям детей-инвалидов с третьей и (или) четвертой степенью утраты здоровья, признанных впоследствии инвалидами с детства I группы

Для родителей детей-инвалидов с третьей и (или) четвертой степенью утраты здоровья, признанных впоследствии инвалидами с детства I группы, осуществляющих уход за инвалидами не менее 20 лет, размер социальной пенсии увеличивается до 130 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума пенсионера за два последних квартала (БПМ пенсионера).

На сегодняшний день БПМ пенсионера составляет 193,92 руб. (на 01.08.2020)

130 процентов БПМ пенсионера – 252,10 руб.

Справочно:

В мае 2020 г. размер социальной пенсии у таких родителей детей-инвалидов составляет 123,4 руб.

 

Для других категорий граждан

• Предоставление лицам, имеющим страховой стаж не менее 10 лет, но менее требуемого полного страхового стажа, права на трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже

При определении размера такой пенсии будет учитываться только страховой стаж.

При наличии 10 лет страхового стажа размер пенсии составит

73 процента БПМ пенсионера. За каждый полный год страхового стажа сверх 10 лет пенсия дополнительно увеличивается на 3 процента указанной величины, но не более чем до 100 процентов этой величины.

Женщины, достигшие возраста 60 лет и мужчины - 65 лет, приобретут право на трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже при наличии страхового стажа:

от 10 до 17 лет - в 2021 году в размере от 73 до 94 процентов БПМ пенсионера

18 лет - в 2022 году в размере 97 процентов БПМ пенсионера

19 лет - в 2023 году в размере 100 процентов БПМ пенсионера

Таким образом, при 19 годах страхового стажа трудовая пенсия по возрасту при неполном страховом стаже увеличится в 1,5 раза по сравнению с социальной пенсией (в мае 2020 г размер социальной пенсии составляет 123,4 руб.)

 

Справочно:

В 2021 году для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях в полном размере потребуется наличие страхового стажа не менее 18 лет.

•  Расширение круга лиц, которым может назначаться трудовая пенсия по случаю потери кормильца (смерти кормильца)

 

Предоставляется право на пенсию по случаю потери кормильца:

лицам, которым по месту работы предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (при условии, что они не являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими виды ремесленной деятельности),

лицам, которые являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими виды ремесленной деятельности, но приостановили соответствующую деятельность на период осуществления ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.


Об изменении подходов к предоставлению досрочной пенсии (Указ Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 15 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь»)

17 января 2020 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 15 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь».

С принятием настоящего Указа работникам с длительным стажем работы в особых условиях труда, выработавшим до 1 января 2009 г. (до введения профессионального пенсионного страхования) не менее половины требуемого полного льготного стажа, предоставляется право на назначение досрочной пенсии (пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет) по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (по статьям 12, 13, 15 или по статьям 47-49, 49-2 соответственно).

Указанная пенсия назначается из средств общей пенсионной системы (подпункт 1.1. Указа).

Таким образом, лица, отработавшие до 1 января 2009 г. не менее половины требуемого льготного стажа, будут иметь право на назначение досрочной льготной пенсии в общей пенсионной системе взамен досрочной профессиональной пенсии в системе профессионального пенсионного страхования.

Норма, содержащаяся в подпункте 1.1 Указа, вступает в силу с 1 января 2020 г.

Указом в целях формирования более высоких размеров будущих профессиональных пенсий предусматривается повышение (более чем в два раза) тарифов взносов работодателей на профессиональное пенсионное страхование работников, занятых на работах с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности (за исключением работников, занятых работах с особыми условиями труда по спискам № 1 и № 2).

 

С 1 января 2020 г. вступил в силу Указа Президента Республики Беларусь от 18 октября 2019 года № 386 "О стимулировании научной деятельности и совершенствовании оплаты труда".

В целях стимулирования научной деятельности и совершенствования оплаты труда:

1. Установить ежемесячную доплату к пенсиям постоянно проживающим в Республике Беларусь неработающим получателям пенсий*, имеющим ученую степень доктора наук и ученое звание профессора, достигшим общеустановленного пенсионного возраста (далее – доплата), в двукратном размере базовой ставки, устанавливаемой Советом Министров Республики Беларусь для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.

* Для целей настоящего Указа к неработающим получателям пенсий относятся лица, получающие пенсии, но не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не осуществляющие трудовую деятельность на основании трудовых, гражданско-правовых договоров, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, либо на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм.

2. Назначение и выплата доплаты производятся органами, осуществляющими пенсионное обеспечение. Доплата устанавливается с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с заявлением об установлении доплаты, трудовой книжкой, национальным дипломом доктора наук или дипломом государственного образца, выданным аттестационными органами бывшего СССР либо Российской Федерации до 27 февраля 1996 г., и национальным аттестатом профессора или аттестатом профессора государственного образца, выданным аттестационными органами бывшего СССР либо Российской Федерации до 27 февраля 1996 г. Доплата выплачивается в порядке, предусмотренном для выплаты пенсий. При этом доплата не устанавливается (не выплачивается) к пенсиям лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях.

3. Финансирование расходов по реализации пункта 1 настоящего Указа осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

О пенсиях за особые заслуги перед Республикой Беларусь

Порядок назначения пенсий за особые заслуги перед Республикой Беларусь (далее – пенсии за особые заслуги)  регулируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 марта 1993 г. № 185 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 октября  2011 г. № 1367).

Пенсии за особые заслуги устанавливаются Комиссией по установлению пенсий за особые заслуги при Совете Министров Республики Беларусь (далее – Комиссия).

 

Право на пенсию за особые заслуги

Право на пенсию за особые заслуги имеют граждане, проживающие на территории Республики Беларусь, получающие пенсию по возрасту, по инвалидности, за выслугу лет в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» или пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь».

У граждан, получающих пенсию по возрасту или за выслугу лет, такое право возникает по достижении общеустановленного пенсионного возраста, а получающих пенсию по инвалидности – независимо от возраста.

 

Круг лиц, имеющих право на пенсию за особые заслуги

Пенсия за особые заслуги устанавливается:

- Героям Беларуси;

- Героям Советского Союза;

- Героям Социалистического Труда;

- гражданам, награжденным орденами Отечества трех степеней;

- гражданам, награжденным орденами Славы трех степеней;

- гражданам, награжденным орденами Трудовой Славы  трех степеней;

- гражданам, награжденным орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней;

- гражданам, награжденным орденами Республики Беларусь «За службу Родине» трех степеней;

- гражданам, награждённым тремя и более орденами Республики Беларусь и (или ) СССР;

- гражданам, удостоенным почетных званий Республики Беларусь, БССР или СССР (народный, заслуженный);

- лауреатам Государственной премии Республики Беларусь, БССР, Ленинской и Государственной премий СССР;

- гражданам, занимающим высшие государственные должности Республики Беларусь, членам Правительства Республики Беларусь, председателям облисполкомов и Минского горисполкома – после прекращения ими работы в указанных должностях;

- победителям и призерам Олимпийских, Паралимпийских и Дефлимпийских игр, чемпионкам мира и Европы;

- командирам, комиссарам, начальникам штабов партизанских бригад и отрядов;

- женщинам, родившим и воспитавшим  девять и более детей и награжденным одной из следующих государственных наград СССР или Республики Беларусь: орденом Матери, медалью «Медаль материнства», орденом «Материнская слава», орденом «Мать-героиня».

Пенсия за особые заслуги не устанавливаетсягражданам, имеющим судимость.

 

Документы, необходимые для установления пенсии за особые заслуги

- заявление гражданина на имя руководителя ходатайствующего органа (организации);

- личный листок по учету кадров, заверенный ходатайствующим органом (организацией);

- автобиография;

- характеристика, подписанная руководителем или уполномоченным должностным лицом ходатайствующего органа (организации);

- копии документов, подтверждающие особые заслуги гражданина, заверенные ходатайствующим органом (организацией);

- справка о размере получаемой пенсии по возрасту, по инвалидности или за выслугу лет;

- две фотографии размером 30х40 миллиметров.

 

Размер  пенсии за особые заслуги

Пенсия за особые заслуги устанавливается в размере пенсии по возрасту, по инвалидности или за выслугу лет, назначенной пенсионеру в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» или законодательством о государственной службе в Республике Беларусь, и повышения за особые заслуги.

Размер повышения за особые заслуги определяется Комиссией в каждом конкретном случае с учетом заслуг гражданина, которому устанавливается пенсия за особые заслуги, и не может превышать 250 процентов минимального размера пенсии по возрасту.

Справочно: минимальный размер пенсии по возрасту составляет 25 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь за два последних квартала и с 1 мая  2020 г. по 31 июля 2020 г. составляет 246,78  рублей.


Пересмотр размера пенсии за особые заслуги

Размер пенсии за особые заслуги может быть пересмотрен Комиссией в части увеличения размера повышения за особые заслуги при появлении новых (дополнительных) вышеперечисленных сведений об особых заслугах гражданина, а также при награждении гражданина орденом или медалью Республики Беларусь (за исключением юбилейной).

По вопросам, касающимся установления (пересмотра размера) пенсии за особые заслуги,  необходимо обращаться в органы по труду, занятости и социальной защите по месту получения пенсии.

Справочно: В Малоритском районе получателями пенсий за особые заслуги являются 18 человек, в том числе 5 мужчин и 13 женщин.

11 апреля 2016 г. принят УКАЗ № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения», которым предусмотрено повышение общеустановленного возраста с 01.01.2017г. ежегодно на 6 месяцев до достижения возраста  мужчинам 63 года, женщинам 58 лет.

Право на пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины при стаже работы не менее 25 лет, женщины при стаже работы не менее 20 лет по достижении общеустановленного пенсионного возраста:

в 2016 году: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет;

в 2017 году: мужчины – 60 лет 6 месяцев, женщины – 55 лет 6 месяцев;

в 2018 году: мужчины – 61 года, женщины – 56 лет;

в 2019 году: мужчины – 61 года 6 месяцев, женщины – 56 лет 6 месяцев;

в 2020 году: мужчины – 62 лет, женщины – 57 лет;

в 2021 году: мужчины – 62 лет 6 месяцев, женщины – 57 лет 6 месяцев;

в 2022 году и последующие годы: мужчины – 63 лет, женщины – 58 лет.

 

Обязательным условием для реализации права на трудовую пенсию по возрасту и трудовую пенсию за выслугу лет (статьи 11-13,15,24,47-49-2 Закона) является наличие стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) не менее 15 лет 6 месяцев (при назначении пенсии в 2016 году). Начиная с 1 января 2017 г. указанный стаж работы ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет. Т.е. в 2017 году он будет составлять 16 лет, в 2018 году – 16 лет 6 месяцев, в 2019 году – 17 лет и т.д. Для назначения досрочных пенсий по возрасту родителям детей- инвалидов (инвалидов с детства); многодетным матерям, родившим пять и более детей; инвалидам с детства; инвалидам войны; матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы, лилипутам и карликам (статьи 17-22 Закона) требуется 5 лет работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда.

ИНФОРМАЦИЯ
для работодателей

Постановлением Министерства труда и социальной защиты от 08.07.2019 № 35 утверждена Инструкция о порядке обращения за пенсией и организации работы и ведения делопроизводства по назначению и выплате пенсий.

Инструкция вступила в силу с 4 августа 2019 г. Обращаем внимание, что согласно новой Инструкции оснований для приема заявления заранее (за месяц до достижения пенсионного возраста) не имеется (пункт 11). Утверждена новая форма заявления (приложение 1).

по применению пенсионного законодательства, статьи 75, 93 Закона Республики Беларусь от 17.04.1992года «О пенсионном обеспечении»

 

Статья 75. Порядок обращения за назначением пенсии

Работающие граждане и члены их семей (в случае потери кормильца) подают заявление о назначении пенсии через работодателя по месту последней работы.

Работодатель в 10-дневный срок со дня поступления заявления оформляет необходимые для назначения пенсии документы и вместе с поданным заявлением и своим представлением направляет их в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите по месту жительства заявителя либо в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, - в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения работодателя. Если работнику, обратившемуся за назначением пенсии, отказано в представлении к назначению пенсии, ему сообщается об этом в письменной форме с указанием причины отказа.

В тех случаях, когда обратившийся за пенсией не согласен с решением работодателя об отказе в представлении его к назначению пенсии, он может подать заявление о назначении пенсии непосредственно в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите.

Заявление о назначении пенсии другим гражданам и членам их семей подается непосредственно в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите по месту жительства заявителя.

Районные (городские) управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите обязаны давать разъяснения и справки по вопросам назначения пенсий, а также содействовать заявителю в получении необходимых документов.

Районные (городские) управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите имеют право требовать соответствующие документы от работодателей и отдельных лиц, а также проверять в необходимых случаях обоснованность их выдачи, запрашивать в органах государственной экспертизы условий труда заключения о качестве проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утверждаемых Советом Министров Республики Беларусь.

В случае обнаружения в представленных документах недостоверных сведений работодателем должны быть представлены новые документы.

Требования районных (городских) управлений (отделов) по труду, занятости и социальной защите о выдаче соответствующих документов и заключений являются обязательными для исполнения.

 

Статья 93. Обязанность извещения районных (городских) управлений (отделов) по труду, занятости и социальной защите об изменении условий, влияющих на выплату пенсий, пособий и компенсаций

При приеме на работу пенсионера работодатель обязан известить об этом в пятидневный срок орган, выплачивающий пенсию. Суммы пенсии, излишне выплаченные в связи с невыполнением работодателем указанного требования, взыскиваются в пользу органа, выплачивающего пенсию, по его распоряжению в бесспорном порядке с работодателей - юридических лиц и в судебном порядке с работодателей - физических лиц.

При поступлении пенсионера на государственное обеспечение руководитель соответствующей организации обязан известить об этом в пятидневный срок орган, выплачивающий пенсию.

Пенсионер обязан извещать орган, выплачивающий ему пенсию, об обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты.

 

ПЕРЕРАСЧЕТ  пенсии по инвалидности

В соответствии со статьей 72 Закона инвалидам, в том числе инвалидам с детства, не получающим трудовую пенсию и (или) пенсию из других государств в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, назначаются социальные пенсии.

Если пенсионер приобрел стаж работы, достаточный для назначения трудовой пенсии по инвалидности (статья 27 Закона), то по его заявлению такая пенсия назначается независимо от того, сколько времени прошло после установления группы инвалидности, при этом требуемый стаж работы определяется ко времени первоначального установления группы инвалидности или обращения за пенсией.

Таким образом, граждане, которым назначена социальная пенсия, при приобретении необходимого для назначения трудовой пенсии по инвалидности стажа работы, имеют право обратиться за переводом на трудовую пенсию по инвалидности.

В соответствии со статьей 82 Закона перевод с одной пенсии на другую производится со дня подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (если их нет в пенсионном деле) в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Действующим пенсионным законодательством Республики Беларусь предусмотрена возможность перерасчета назначенной пенсии по инвалидности (независимо от группы инвалидности) из заработной платы за периоды работы после ее назначения.

Статьей 691 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-ХII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закона) предусмотрен перерасчет пенсии по инвалидности, если пенсионер, получающий пенсию по инвалидности, проработал 24 месяца с более высоким заработком. В этом случае ему начисляется новый индивидуальный коэффициент с более высокого заработка. Так как величина индивидуального коэффициента заработка влияет на размер пенсии, соответственно его увеличение приведет к повышению размера пенсии.

В указанные 24 месяца работы включаются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения согласно законодательству о государственном социальном страховании. При этом, если среднемесячный фактический заработок (доход) получателя пенсии, из которого уплачены обязательные страховые взносы за календарный год (либо менее календарного года, если в соответствующем году имели место прием на работу или увольнение, регистрация или исключение из числа плательщиков обязательных страхоых взносов либо другие подобные обстоятельства) оказался ниже минимальной заработной платы, установленной законодательством, указанные периоды засчитываются в стаж работы с применением поправочного коэффициента.

Другие периоды, засчитываемые в стаж работы для назначения пенсии (например, дневная форма обучения, уход за ребенком в возрасте до 3-х лет и др. согласно части второй статьи 51 Закона), в 24-месячный период, дающий право на перерасчет пенсии, не включаются.

Если представленный получателем пенсии новый заработок для перерасчета пенсии по статье 691 Закона невысокий и не приводит к увеличению индивидуального коэффициента заработка, то оснований для перерасчета пенсии не имеется. Размер выплаченной пенсии не пересматривается.

Для рассмотрения вопроса о возможном перерасчете назначенной пенсии по инвалидности, требуется письменное обращение получателя пенсии в орган, назначивший и выплачивающий пенсию.

При возникновении права на повышение пенсии перерасчет назначенной пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем, в  котором пенсионер обратился за перерасчетом пенсии в установленном законодательством порядке (статья 81 Закона).

 

О ПОСОБИИ ПО УХОДУ ЗА ИНВАЛИДОМ I ГРУППЫ ЛИБО ЛИЦОМ, ДОСТИГШИМ 80-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Забота о членах семьи и оказание им помощи является  конституционной обязанностью (статья 32 Конституции Республики Беларусь, статья 100 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье). Такая обязанность  выполняется на безвозмездной основе.

При наступлении трудной жизненной ситуации, когда по объективным причинам семья не может самостоятельно справиться с имеющимися проблемами, оказывается государственная поддержка в виде предоставления социальных услуг территориальным центром социального обслуживания населения либо назначения пособия по уходу.

Порядок назначения и выплаты пособия по уходу регулируется Положением о порядке назначения и выплаты пособия по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 сентября 2006 г. № 1149 (далее - Положение).

Право на пособие по уходу

Согласно Положению право на указанный вид пособия возникает в случае ухода за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, и нуждающимся по заключению врачебно-консультационной комиссии (далее – ВКК) учреждения здравоохранения в постоянном уходе.

Право на пособие по уходу имеют трудоспособные неработающие, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в учебных заведениях дневной формы получения образования лица, не получающие пенсии, пособия по безработице, ежемесячной страховой выплаты в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ежемесячного денежного содержания в соответствии с законодательством о государственной службе, осуществляющие постоянный уход за нетрудоспособными гражданами.

Пособие по уходу назначается постоянно проживающим на территории Республики Беларусь гражданам Республики Беларусь, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Что понимается под термином «постоянный уход»

Под термином "постоянный уход" понимается помощь других лиц для осуществления одной или нескольких нерегулируемых насущных потребностей (личная гигиена, одевание, приём пищи, осуществление физиологических отправлений и другие), нуждаемость в удовлетворении которых возникает чаще одного раза в сутки.

Для реальной возможности постоянного (а не эпизодического) ухода необходимо непосредственное присутствие лица, осуществляющего уход. Постоянный уход не предполагает оставление на длительное время лица, нуждающегося в таком уходе, поскольку такое оставление грозит опасностью для жизни нетрудоспособного гражданина.

Порядок обращения за назначением пособия по уходу

Назначение пособия по уходу является административной процедурой, порядок обращения за которой регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 года № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлению граждан».

Для решения вопроса о назначении пособия по уходу, необходимо лицу, фактически осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином и претендующему на пособие, обратиться с соответствующим заявлением в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите (далее – орган по труду, занятости и социальной защите) по месту жительства нетрудоспособного гражданина. При себе иметь паспорт трудовую книжку, медицинскую справку о состоянии здоровья заявителя, подтверждающую отсутствие психиатрического и наркологического учета,  а в случае ухода за лицом, достигшим 80-летнего возраста, – заключение ВКК о нуждаемости нетрудоспособного гражданина в постоянном уходе.

Справочно: заключение о нуждаемости в постоянном уходе лиц, достигших 80-летнего возраста, выдают больницы, госпиталь, медико-санитарная часть, диспансер, поликлиника.

Документы, подтверждающие факт постоянно ухода за нетрудоспособным лицом

Вопросы установления факта осуществления постоянного ухода за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, и назначения (отказа в назначении) пособия по уходу отнесены к компетенции коллегиального органа – Комиссии по назначению пенсий  районного (городского) исполнительного и распорядительного органа (далее – Комиссия) по месту жительства нетрудоспособного гражданина. Пособие назначается в срок от 10 дней до 1 месяца.

Факт осуществления ухода за нетрудоспособным гражданином подтверждается актом обследования, справкой сельского (поселкового) Совета депутатов (в отношении лиц, проживающих в сельской местности) либо решением суда.

В акте обследования указываются сведения об осуществлении ухода, полученные путём опроса лиц (соседей, родственников и других) под их личную подпись. Кроме этого, производится запись о подтверждении нетрудоспособным гражданином осуществления за ним ухода под его личную подпись (при невозможности нетрудоспособного гражданина подписаться вследствие состояния здоровья в акте указывается причина отсутствия его подписи).

Осуществление ухода предполагает совместное фактическое проживание либо проживание в одном населённом пункте (городе, посёлке городского типа, сельском населённом пункте) лица, осуществляющего уход, и нетрудоспособного гражданина, за которым он осуществляется.

В случае проживания указанных лиц в разных населённых пунктах вопрос о назначении пособия решает Комиссия с учётом конкретных обстоятельств. При этом родственные отношения лица, осуществляющего уход, и нетрудоспособного гражданина значения не имеют.

Решение Комиссии о назначении (отказе в назначении) пособия оформляется протоколом, который приобщается к документам в личном деле получателя пособия.

Копия протокола заседания Комиссии в течение 5 дней после вынесения такого решения выдаётся (высылается почтовым отправлением) лицу, обратившемуся за назначением пособия.

Порядок  обжалования решения Комиссии об отказе в назначении пособия по уходу

Решение Комиссии об отказе в назначении пособия по уходу может быть обжаловано в комитет по труду, занятости и социальной защите областного (Минского городского) исполнительного комитета в течение одного года со дня принятия обжалуемого решения.

Обжалование решения Комиссии в судебном порядке осуществляется после его обжалования в комитет.

Размер пособия

Пособие по уходу назначается в размере 100 процентов, а при осуществлении одновременно ухода за двумя и более нетрудоспособными гражданами – в размере 120 процентов  наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Порядок выплата пособия по уходу

Выплату пособия по уходу производит орган по труду, занятости и социальной защите, назначивший это пособие.

Пособие выплачивается за текущий месяц через организации почтовой связи, банки, организации, осуществляющие доставку пенсий (по выбору получателя пособия).

В случае неполучения пособия через указанные организации, кроме банков, в течение шести месяцев подряд выплата пособия приостанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истёк шестимесячный срок.

Условия прекращения выплаты пособия по уходу

Выплата пособия прекращается с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором наступили следующие обстоятельства:

смерть либо признание в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим нетрудоспособного гражданина либо лица, осуществляющего уход;

истечение срока, на который установлена I группа инвалидности;

назначение лицу, осуществляющему уход, пенсии (независимо от её вида), пособия по безработице, ежемесячной страховой выплаты в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ежемесячного денежного содержания в соответствии с законодательством о государственной службе;

истечение срока действия вида на жительство в Республике Беларусь;

прекращение осуществления ухода, подтверждённого заявлением нетрудоспособного гражданина (его законного представителя) либо актом обследования органа по труду, занятости и социальной защите;

поступление лица, осуществляющего уход, на работу либо занятие предпринимательской деятельностью;

поступление лица, осуществляющего уход, на учёбу в учебное заведение дневной формы получения образования;

помещение нетрудоспособного гражданина в государственную стационарную организацию социального обслуживания, в больницу сестринского ухода либо его зачисление в другой организации на государственное обеспечение, социальное обслуживание;

выезд нетрудоспособного гражданина за границу или перемена им места жительства, влекущая изменение органа, выплачивающего ему пенсию;

обнаружение (наступление) других обстоятельств и (или) документов, влекущих прекращение выплаты пособия.

Решение о прекращении выплаты пособия принимается органом по труду, занятости и социальной защите и оформляется протоколом.

Обязанность лица, получающего пособие по уходу

Лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней сообщить органу, назначившему (выплачивающему) пособие, об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты пособия.

Суммы пособий, перечисленные в банк после наступления обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пособия, подлежат возврату органу, выплачивающему пособие, на основании его распоряжения. Если на момент поступления в банк распоряжения суммы пособий выданы, то их взыскание осуществляется в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Суммы пособия, не полученные своевременно, выплачиваются за всё прошлое время единовременно, но не более чем за три года перед обращением за их получением. Для их выплаты лицо, осуществляющее уход, в заявлении о возобновлении выплаты пособия должно указать причины неполучения пособия и по возможности представить подтверждающие эти причины документы, а также подтвердить факт осуществления ухода за нетрудоспособным гражданином.

Суммы пособия, не выплаченные своевременно по вине органа по труду, занятости и социальной защите, назначившего (выплачивающего) пособие, выплачиваются за всё прошлое время без ограничения каким-либо сроком. При этом суммы пособия индексируются в порядке, установленном для индексации пенсий.

Условия возобновления выплаты пособия по уходу

Возобновление выплаты пособия производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были приняты заявление о его возобновлении и необходимые документы, в случаях:

обращения лица, осуществляющего уход, за возобновлением выплаты пособия, приостановленного в случае неполучения пособия   через организации почтовой связи, организации, осуществляющие доставку пенсий, в течение шести месяцев подряд;

перемены нетрудоспособным гражданином и (или) лицом, осуществляющим уход, места жительства в пределах территории Республики Беларусь. При этом истребуется личное дело получателя пособия;

переосвидетельствования инвалида I группы в срок, определённый медико-реабилитационной экспертной комиссией, и подтверждения ему I группы инвалидности;

продления лицу, осуществляющему уход, действия вида на жительство в Республике Беларусь.

В данном случае неполученные суммы пособия выплачиваются за всё время, в течение которого выплата этого пособия была прекращена, но в пределах срока трёх лет.

В случае пропуска инвалидом I группы срока переосвидетельствования, определённого медико-реабилитационной экспертной комиссией (независимо от причины), выплата пособия возобновляется со дня, с которого он вновь признан инвалидом I группы, по заявлению лица, осуществляющего уход.

Выплата недополученной суммы пособия в связи со смертью получателя пособия по уходу

Право на получение сумм пособия, причитавшихся лицу, осуществлявшему уход, и недополученных в связи с его смертью, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали ли они совместно. Указанные суммы пособия выплачиваются в порядке, установленном законодательством для выплаты недополученных сумм пенсий.

Споры по вопросам назначения и выплаты пособия, в том числе о взыскании сумм пособий, излишне выплаченных вследствие злоупотребления лиц, осуществляющих уход (в результате представления документов с заведомо неправильными сведениями, сокрытия факта работы и иной деятельности, а также несообщения о других обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты пособия), разрешаются в судебном порядке.

Необходимо отметить, что пособие по уходу является мерой социальной защиты трудоспособного лица, вынужденного  по объективным причинам  оставить работу для ухода за престарелым лицом.

Для пожилых людей и инвалидов, которые по состоянию здоровья испытывают необходимость в посторонней помощи (например, уборка жилых помещений, покупка и доставка на дом продуктов питания и промышленных товаров первой необходимости, оказание помощи в приготовлении пищи  и др.) территориальными центрами социального обслуживания населения обеспечивается предоставление таких социальных услуг на дому.

Инвалидам I группы, а также пенсионерам, достигшим 80-летнего возраста, другим одиноким пенсионерам, нуждающимся по заключению медико-реабилитационных экспертных комиссий или врачебно-консультационных комиссий в постоянной посторонней помощи, к пенсии устанавливается надбавка на уход в размере 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту (на 01.07.2018  г. – 25,83 руб), а инвалидам I группы – 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту (на 01.07 2018 г. – 51,65 руб). Также Указом  Президента Республики Беларусь от 16 января 2012 г. № 35 «О повышении пенсий»  установлена доплата к пенсии: пенсионерам, достигшим 75-летнего возраста, – в размере 75 процентов минимального размера пенсии по возрасту (на 01.07. 2018 г. – 38,74 руб.), 80-летнего возраста - 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту (на 01.07.2018 – 51,65 руб.)Эти выплаты могут быть использованы пенсионером для оплаты услуг социального работника.

 

ПАМЯТКА

для получателей государственных пособий семьям, воспитывающим детей

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 29.12.2012 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» получатели государственных пособий обязаны в  5-дневный срок сообщать по месту получения пособий об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты пособий или влияющих на изменение размера назначенных государственных пособий, в случае:

отказа от ребенка;

отмены усыновления (удочерения), опеки (попечительства);

отобрания ребенка из семьи;

помещения ребенка в детское интернатное учреждение, учреждение образования с круглосуточным режимом пребывания;

лишения родительских прав получателя государственного пособия;

изменения места выплаты государственного пособия (изменения места жительства, поступление на работу (службу), учебу, изменение места работы (службы), учебы, увольнения, окончания учебы получателя пособия или супруга (супруги) и т.д.);

выезда ребенка за пределы Республики Беларусь на срок более 2 месяцев (за исключением детей, родители которых работают в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Республики Беларусь);

выезда получателя государственного пособия или ребёнка на постоянное место жительства за пределы Республики Беларусь; и фактически не проживают в Республике Беларусь.

смерти ребенка;

вступления несовершеннолетнего лица в брак либо рождения несовершеннолетней матерью ребенка;

предоставлении матери ребёнка отпуска по беременности и родам (в случае, если в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста 3 лет находится другое лицо, или в случае выплаты пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет матери, находящейся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста 3 лет);

дополнительной занятости получателя государственных пособий:

выход на работу на условиях полного рабочего времени, неполного рабочего времени (более половины месячной нормы рабочего времени) у одного или нескольких нанимателей;

выход на работу на условиях неполного рабочего времени (не более половины месячной нормы рабочего времени) и одновременно выполнение работы на дому у одного или нескольких нанимателей;

выполнение работы на дому более чем у одного нанимателя;

выполнение работы по гражданско-правовому договору, предметом которого является оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности (договор подряда, договор поручения, договор аренды и так далее);

регистрация и осуществление деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, адвоката, осуществление ремесленной деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

Выплата государственных пособий прекращается в случае смерти получателя государственных пособий.

Излишне выплаченные суммы государственных пособий (вследствие представления документов с заведомо недостоверными сведениями, непредставления либо несвоевременного представления сведений о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты государственного пособия, других изменений, влияющих на право получения государственного пособия или на его размер, а также вследствие иных переплат) подлежат возврату получателем государственного пособия.

В случае отказа получателя государственного пособия от возврата излишне выплаченных сумм государственных пособий в добровольном порядке их удержание производится из сумм государственных пособий на основании решения комиссии по назначению пособий в размере не более 20 процентов от действующего размера государственного пособия ежемесячно до полного погашения задолженности. При прекращении выплаты государственного пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя государственного пособия в судебном порядке.

 

Пенсионное обеспечение участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий

Действующим законодательством предусмотрено ряд льгот в части пенсионного обеспечения отдельным категориям граждан, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

По общим нормам пенсионного законодательства в Республике Беларусь право выхода на трудовую пенсию по возрасту предоставлено в 2020 году мужчинам по достижении 62 года, женщинам –  57 лет, в 2021 году мужчинам в62 года 6 месяцев,женщинам в 57 лет 6 месяцев и т.д.,
к 2022 году мужчинам в 63 года, женщинам в 58 лет, при условии уплаты обязательных страховых взносовв 2020 году не менее 17 лет 6 месяцев, в 2021 году – не менее 18 лет и т.д. до 20 лет (далее – страховой стаж работы).

Вместе с тем, отдельным категориям граждан предоставляется право досрочного выхода на пенсию по возрасту на 5(10) лет раньше общеустановленного пенсионного возраста, среди которых граждане, принимавшие участие  в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Пенсионное обеспечение лиц, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и членов их семей производится с учетом норм, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 6 января 2009 года «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» (далее – Закон о ЧАЭС).

С точки зрения пенсионного обеспечения участники ликвидации подразделяются на две категории:

- участники ликвидации, занятые на работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах 10-километровой зоны;

- участники ликвидации, занятые на работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны эвакуации (отчуждения), участники ликвидации других радиационных аварий (пункт 1.1., пункты 3.1. – 3.4. статьи 13 Закона о ЧАЭС).

Участникам ликвидации, занятым на работах в пределах
10-километровой зоны в 1986 г. или не менее 10 суток в 1987 г., предоставляется право на досрочную пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет при наличии стажа работы не менее 20 лет у женщин, не менее 25 лет у мужчин и  необходимого  страхового стажа работы (часть 1 статьи 32Закона о ЧАЭС).

Документами, подтверждающими право на пенсию по вышеназванному основанию, являются: удостоверение пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС (с предоставлением льгот по статье 19 Закона о ЧАЭС); документы, подтверждающие факт (в 1986 г.) или период (в 1987 г.) работы в пределах 10-километровой зоны.

Время работы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в пределах10-километровой зоны подтверждается справками работодателей, у которых сохраняются первичные документы об этой работе, а также справками архивных учреждений. В справке должны быть указаны периоды работы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, зона радиоактивного загрязнения, название населенных пунктов, в которых проходила работа, первичные документы, на основании которых выдана справка. Основанием для выдачи справки могут служить командировочное удостоверение с отметкой о нахождении в соответствующих зонах, военный билет и другие документы, содержащие необходимые сведения. Форма справки утверждена постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11.09.2019 № 44.

Со времени аварии на ЧАЭС прошло немало времени, и первичные документы у работодателей сохранились не всегда. В таких случаях для получения права на досрочную пенсию необходимо обращаться в суд.

Для участников ликвидации, занятых на работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны эвакуации (отчуждения), предусмотрены иные условия назначения досрочной пенсии по возрасту. Пенсия им назначается со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет при условии наступления инвалидности независимо от ее причины и группы (кроме граждан, инвалидность которых наступила вследствие совершения ими виновных противоправных действий). Кроме того, для назначения данной пенсии требуется наличие стажа работы не менее 20 лет у женщин и не менее 25 лет у мужчин и  минимального страхового стажа работы (часть 2 статьи 32 Закона о ЧАЭС).

На аналогичных условиях назначается досрочная пенсия по возрасту гражданам, принимавшим участие в работах по ликвидации аварий и их последствий на других атомных объектах  гражданского или военного назначения, а также в испытаниях, учениях и  иных работах, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие.

Документами, подтверждающими право на пенсию по данному основанию являются: удостоверение пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС (с предоставлением льгот по статье 19 Закона
о ЧАЭС); заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии.

Право на досрочную пенсию по возрасту на 10 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста предоставлено также гражданам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий (статья 33 Закона о ЧАЭС):

мужчинам - при стаже работы не менее 20 лети  необходимого  страхового стажа работы;

женщинам  - при стаже работы не менее 15 лет 6 месяцев. Начиная с   1 января 2017 г. указанный стаж работы ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет.

Исчисление досрочной пенсии по возрасту участникам ликвидации производится по общим нормам пенсионного законодательства, предусмотренным Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) для исчисления пенсии по возрасту.

А именно, пенсии по возрасту (досрочные) назначаются в размере 55 процентов среднемесячного заработка, ограниченного по статье 56 Закона, но не ниже минимального размера пенсии по возрасту. За каждый полный год стажа работы сверх 20 лет женщинам и 25 лет мужчинам пенсия, в том числе минимальная, увеличивается на один процент заработка, но не менее чем на один процент минимального размера пенсии. Увеличение производится в пределах 20 процентов заработка (минимального размера пенсии)(статья 23 Закона).

Период, за который определяется заработок для исчисления пенсии, ежегодно увеличивается на один год. Так, в 2020 году заработок для исчисления пенсии определяется за последние 26 лет стажа работы перед назначением пенсии (статья 57 Закона).

Дополнительно к пенсии участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС назначаются надбавки:

- участникам ликвидации, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986-1987 годах в зоне эвакуации (отчуждения) или занятым в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции (в том числе временно направленным и командированным), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченным к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий данной катастрофы,и участникам ликвидации других радиационных аварий – 50 процентов минимальной пенсии по возрасту;

- участникам ликвидации, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1988-1989 годах в зоне эвакуации (отчуждения) или занятым в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции (в том числе временно направленным и командированным), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченным к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий данной катастрофы – 25 процентов минимальной пенсии по возрасту.

 

Одним из направлений работы управления по труду является социальная поддержка ветеранов ВОВ, пожилых людей, различных категорий семей

 

За  январь-сентябрь 2020  года  государственная адресная социальная помощь назначена  1095обратившимся семьям и гражданам на сумму 329 926,54 рублей:

- в виде ежемесячного социального пособия  61 семье (296 человек) на сумму  81 771,42 рублей;

- в виде единовременного социального пособия 42 семьям (167 человек) на сумму 10 200,00 рублей;

- в виде социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников (впитывающих трусиков), впитывающих простыней (пеленок), урологических прокладок (вкладышей) 586 гражданам, из них 561 – инвалиды I  группы и 25 дети-инвалиды, имеющие 4 степень утраты здоровья, на сумму 210 021,01 рублей;

- в виде обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни  46 детям на сумму 27 934,11 рублей.

Комиссией по предоставлению государственной адресной социальной помощи разработано 3 плана по самостоятельному улучшению материального положения для членов семей заявителей.

По вопросу предоставления государственной адресной социальной помощи необходимо обращаться в государственное учреждение «Малоритский территориальный центр социального обслуживания населения» по адресу: г. Малорита, ул. Советская, 57, кабинет № 3, телефон 2-05-92.

 

О  семейном капитале

В целях развития долгосрочной государственной поддержки многодетных семей, стимулирования рождаемости и  укрепления института семьи с 1 января 2020 года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 18.09.2019 № 345 «О семейном капитале».

С 1 января 2020 г. семьям при рождении (усыновлении, удочерении) в 2020–2024 годах третьего или последующих детей предоставляется единовременная государственная поддержка (далее – семейный капитал) в форме безналичных денежных средств в размере 22 500 рублей.

Право на назначение семейного капитала в соответствии с Указом имеют граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие в Республике Беларусь: мать (мачеха) в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель) при рождении (усыновлении, удочерении) с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2024 г. третьего или последующих детей, если с учетом родившегося (усыновленного, удочеренного) ребенка (детей) в семье воспитываются не менее троих детей в возрасте до 18 лет. При этом дата рождения усыновленного (удочеренного) ребенка (детей) должна быть не ранее 1 января 2015 г.

Если в полной семье мать (мачеха) не имеет права на назначение семейного капитала, такое право имеет отец (отчим) при соблюдении условий, установленных действующим законодательством.

Право на предоставление семейного капитала может быть реализовано семьей один раз.

С 1 января 2020 г. семьям предоставлено право досрочного распоряжения средствами семейного капитала (независимо от времени, прошедшего с даты назначения семейного капитала) по следующим направлениям:

строительство (реконструкция)* или приобретение одноквартирных жилых домов, квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах, погашение задолженности по кредитам, предоставленным на эти цели, и выплату процентов за пользование ими членом (членами) семьи, состоящим (состоящими) на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий либо состоявшим (состоявшими) на таком учете на дату заключения кредитного договора;

получение на платной основе членом (членами) семьи высшего образования I ступени, среднего специального образования в государственных учреждениях образования;

получение членом (членами) семьи следующих платных медицинских услуг, оказываемых организациями здравоохранения:

предоставление для медицинского применения иных медицинских изделий вместо включенных в Республиканский формуляр медицинских изделий при выполнении сложных и высокотехнологичных вмешательств в кардиохирургии, нейрохирургии, онкологии и (или) иных лекарственных средств вместо включенных в Республиканский формуляр лекарственных средств;

стоматологические услуги (протезирование зубов, дентальная имплантация с  последующим протезированием, ортодонтическая коррекция прикуса).

На 01.10.2020 Малоритским районным исполнительным комитетом принято 125 решений, в том числе 76 - о досрочном распоряжении средствами семейного капитала  на улучшение жилищных условий, 49 – о назначении семейного капитала.

Всего за период действия программы «семейный капитал» - это 2015-2019 годы, обратилась 381 семья, которой назначен семейный капитал и в связи с этим гражданами открыты депозитные счета на сумму 3 810 000 долларов США.

Консультации по вопросам назначения и досрочного использования средств семейного капитала можно получить в управлении по труду, занятости и социальной защите управления по труду, занятости и социальной защите Малоритского райисполкома, г.Малорита. ул. Красноармейская, 1, кабинет № 5, телефон 2 01 26.

 

Продолжена работа с ветеранами войны и лицами, пострадавшими от последствий войны. Численность данной категории граждан на 01.10.2020 г. составила:

- 9 ветеранов войны,

- 18 лиц, пострадавших от последствий войны.

В январе 2020 года из средств республиканского бюджета выплачена денежная  помощь на оздоровление за 2019 год 13 ветеранам войны на сумму 3 355,09 рублей.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30.12.2019 № 491 «Об оказании единовременной материальной помощи» материальная помощь выплачена          30 гражданам (12 ветеранам войны и 18 лицам, пострадавшим от последствий войны) на сумму 30600,0 рублей.

Накануне празднования Дня Победы 9 мая 2020 г. направлены поздравительные открытки от имени руководства Малоритского райисполкома ветеранам ВОВ и лицам, пострадавшим от  последствий войны (30 человек). Вручены продовольственные наборы 30 гражданам на сумму 594 рубля 42 копейки (средства местного бюджета).

Оказана денежная помощь предприятиями, организациями района 19 гражданам данной категории на сумму 2700 рублей, 7 человек получили подарочные наборы на сумму 222 рубля.

В 2020 году 3 человека определены на проживание в дома-интернаты.

 

Занятость населения

 

Основные направления деятельности:

разработка и реализация государственной и других программ содействия занятости населения, оценка состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

содействие гражданам в поиске подходящей работы, в том числе высвобождаемым работникам и незанятому населению;

организация профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных;

регистрация граждан безработными и осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, оказание материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении;

ведение учета свободных рабочих мест (вакансий) и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

содействие нанимателям — в подборе необходимых работников;

содействие безработным в организации предпринимательской деятельности;

организация работы по переселению безработных и членов их семей в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы;

содействие организации оплачиваемых общественных работ;

организация трудоустройства безработных для приобретения опыта практической работы;

содействие занятости молодежи;

организация контроля  за соблюдением законодательства о занятости населения.

Безработными не могут быть зарегистрированы занятые граждане, а также граждане:

не достигшие 16-летнего возраста;

которым в соответствии с законодательством назначена пенсия по возрасту, за выслугу лет;

отбывающие наказание по приговору суда в виде исправительных работ, ареста, ограничения свободы, лишения свободы или пожизненного заключения;

проходящие лечение в лечебно-трудовых профилакториях Министерства внутренних дел Республики Беларусь;

представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также другие недостоверные данные для регистрации их безработными;

обучавшиеся за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов и отказавшиеся от распределения на работу, от трудоустройства по распределению либо не полностью отработавшие срок работы по распределению в течение установленного законодательством об образовании срока такой работы.

Регистрация безработных осуществляется по месту их постоянного места жительства органами по труду, занятости и социальной защите при личном обращении.

Перечень документов, предъявляемых гражданином  для регистрации в качестве безработных:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

трудовая книжка (при ее наличии);

диплом или другой документ об образовании, квалификации, ее повышении, профессиональной подготовке и переподготовке;

справка о среднем заработке (доходе) за последние 12 месяцев работы по форме, установленной Министерством труда и социальной защиты;

декларация о доходах по форме, установленной Министерством труда и социальной защиты;

военный билет и справка о размере денежного довольствия по последней воинской должности – для уволенных с военной службы;

свидетельство о рождении ребенка – для лиц, имеющих детей в возрасте до 14 лет (для иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, – при наличии такого свидетельства);

удостоверение ребенка-инвалида – для лиц, имеющих детей-инвалидов в возрасте до 18 лет;

справка об освобождении – для лиц, освобожденных из мест лишения свободы;

справка о самостоятельном трудоустройстве либо об отказе в приеме на работу в соответствии с заявкой или договором на подготовку – для выпускников учреждений образования;

заключение врачебно-консультационной комиссии – для лиц, имеющих ограничения по состоянию здоровья;

индивидуальная программа реабилитации инвалида – для инвалидов.



РЫНОК  ТРУДА  МАЛОРИТСКОГО  РАЙОНА  на  01.10.2020

 

За содействием занятости  в   январе – сентябре 2020 года обратились и зарегистрировано 303 человека, из них статус безработного получили 185 человек.

На 01.10.2020 г. заявлено 203 вакансии. Информация о наличии свободных рабочих мест содержится в общереспубликанском банке данных о наличии свободных рабочих мест (вакансий) www.mintrud.gov.by или на портале государственной службы занятости (www.gsz.gov.by).

В рамках реализации Мероприятий занятости населения Малоритского района в  январе-сентябре 2020 года на созданные рабочие места и имеющиеся вакансии трудоустроено 207 человек, из них 101 безработных. На профессиональное обучение направлено 16 безработных, в оплачиваемых общественных  работах  приняли участие 45 человек.

В 2020 году 148 безработным оказана поддержка в виде назначения пособия по безработице, материальная помощь выплачена  8  безработным.

Уровень регистрируемой безработицы на 01.10.2020 года составил 0,4 % от численности населения занятого в экономике района.

Численность населения занятого в экономике района в январе – августе 2020 года составила 9196  чел.

 

Заработная плата

Среднемесячная начисленная заработная плата по району за январь-август                   2020 г. составила 890,2 рубля (по области – 1032,9 руб.), в том числе за август – 935,9 рублей (по области – 1097,3 руб.) и увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. на 16,5% и 15,2% соответственно.

Среднемесячная начисленная заработная плата работников бюджетных организаций за январь-август 2020 г. составила 863,6 рублей (по области – 908,5 руб.), в том числе за август – 878,1 рубля (по области – 915,1 руб.) и возросла к соответствующему периоду прошлого года  на 20,3% и 19,4% соответственно.

Соотношение средней заработной платы в бюджетных организациях к средней заработной плате по району за январь-август и август 2020 г. составило 97,0% и 93,8% (по области 88,0% и 83,4% соответственно).

По видам экономической деятельности уровень заработной платы   за январь – август 2020 года составил:

-          промышленность – 953,1 руб.,

-          сельское, лесное и рыбное хозяйство – 853,8 руб.,

-          строительство – 691,6 руб.,

-          оптовая и розничная торговля – 785,9 руб.,

-          транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность – 865,2 руб.,

-          услуги по временному проживанию и питанию – 616,8 руб.,

-          информация и связь – 1552,0 руб.,

-          финансовая и страховая деятельность – 1282,7 руб.,

-          операции с недвижимым имуществом – 1091,1 руб.,

-          образование – 811,2 руб.,

-          здравоохранение и социальные услуги – 865,7 руб.,

-          творчество, спорт, развлечение и отдых – 615,1 руб.,

-          предоставление прочих видов услуг – 510,5 руб.

Осуществляется контроль за необоснованным ростом заработной платы в реальном секторе экономики, применением норм постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2014 № 744 «Об оплате труда работников».

Соотношение темпов роста производительности труда и номинальной начисленной среднемесячной заработной платы в январе-августе 2020 г. по району составило 1,057 (по области – 1,011).

На постоянном контроле находятся вопросы своевременности выплаты заработной платы. Проводится ежемесячный контроль выплаты заработной платы работникам предприятий и организаций района  в установленные сроки. Начиная с 15 числа месяца, следующего за отчетным, осуществляется ежедневный мониторинг хода выплаты заработной платы.

По состоянию на 01.10.2020 заработная плата выплачена во всех организациях района, подлежащих обследованию в органах статистики по форме государственной статистической отчетности 12-т (задолженность).

 

Социальное партнерство

В районе  создан районный совет по трудовым и социальным вопросам (далее – районный совет) (решение Малоритского райисполкома от 24.05.2016 №  598 «О некоторых вопросах Малоритского районного совета по трудовым и социальным вопросам»).

В 2020 году состоялось 1 заседание районного совета.

По состоянию на 01.04.2020 года в управлении по труду, занятости и социальной защите зарегистрировано 2 отраслевых соглашения (работников отдела по образованию,  работников агропромышленного комплекса района) и 81 коллективный договор.

 

Охрана труда

По оперативным сведениям в течение января – сентября 2020 года в организациях района произошло 6 несчастных случая на производстве, из них 4  несчастный случая на производстве не относящиеся к категории тяжелых в СПК «Доропеевичи» (1), ГЛХУ «Малоритский лесхоз» (1), ОАО «Черняны» (1), СУП «Хотиславский» (1), и 2 - приведших к тяжелым производственным травмам в СУП «Хотиславский» (1) и СЗАО «КварцМелПром» (1).

Основной причиной несчастного случая в СПК «Доропеевичи» явилось нарушение пострадавшим инструкции по охране труда выразившееся в его грубом обращении с животным, чем спровоцировал непредсказуемое поведение молодняка КРС.

Основной причиной несчастного случая в СУП «Хотиславский» явилось непредсказуемое поведение молодняка КРС.

Основной причиной несчастного случая в СЗАО «КварцМелПром» и ГЛХУ «Малоритский лесхоз» явилось нарушение пострадавшими инструкции по охране труда.

Основной причиной несчастного случая в ОАО «Черняны» явились скрытые дефекты элементов здания.

Основной причиной несчастного случая в СУП «Хотиславский» явился допуск пострадавшего к выполнению работ без профессиональной подготовки по совмещаемой им профессии «слесаря по ремонту и обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования», без проверки знаний по вопросам охраны труда, стажировки и инструктаж по охране труда.

 

График

работы мобильной группы Малоритского райисполкома на 4-й квартал 2020 года

№ п/п

Наименование предприятий, организаций

Дата проведения обследований

1.

ГУСП «Малоритская ПМК-20»

Октябрь

2.

ОАО «Малоритская райагропромтехника»

Октябрь

3.

КУМПП ЖКХ «Малоритское ЖКХ»

Октябрь

4.

ООО «ЛегионПромСтрой»

Октябрь

5.

ООО «Флореста»

Октябрь

6.

ООО «МегаСтЭК»

Октябрь

7.

ЧПТУП «ДЮСЪЛ»

Октябрь

8.

ЧП «МАЛОР ЛОГИСТИК»

Октябрь

9.

ЧПТУП «ЭЛЮРприма»

Ноябрь

10.

ЧП «ГалАнФуд»

Ноябрь

11.

ООО «Профконструкции»

Ноябрь

12.

ЧУП «Элис-прим»

Ноябрь

13.

ОДО «ТринитиТранс»

Ноябрь

14.

ООО «Крестьянская лавка»

Ноябрь

15.

ЧП «Белэлектромобил»

Ноябрь

16.

ЧТУП «СтройПост»

Ноябрь

17.

ГП «Радежское»

Декабрь

18.

ОАО «Черняны»

Декабрь

19.

СУП «Хотиславский»

Декабрь

20.

ОАО «Красный партизан»

Декабрь

21.

ОАО «Мокраны»

Декабрь

22.

ОАО «Орехово»

Декабрь

23.

СУП «Савушкино»

Декабрь

24.

ОАО «Гвозница»

Декабрь

25.

СПК «Доропеевичи»

Декабрь

26.

ОАО «Рита»

Декабрь

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Контактная информация
Малоритский районный
исполнительный комитет
225903, г.Малорита, ул.Красноармейская, 1,
e-mail: malrik_рr@brest.by
Режим работы: с 8.00 до 17.00,
обед с 13.00 до 14.00,
выходные дни: суббота, воскресенье
приемная 8-01651-2-00-60
h_line_delimetr
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Малоритский районный
исполнительный комитет
225903, г.Малорита, ул.Красноармейская, 1,
e-mail: malrik_рr@brest.by
Сайт разработан
БОКУП "Центр внедрения научно - технических разработок"
Каменецкий Брестский Малоритский Жабинковский Пружанский Кобринский Берёзовский Дрогичинский Ивацевичский Ивановский Барановичский Ляховичский Ганцевичский Пинский Лунинецкий Столинский