Осуществление контроля реализации товаров и услуг в первую очередь направлено на пресечение теневого оборота в сфере торговли и услуг на территории республики. Именно необходимостью предупреждения и пресечения фактов сокрытия выручки обусловлен осуществляемый налоговыми органами контроль (проведение мониторинга) за соблюдением установленного порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг), а также использования кассового оборудования.
В свою очередь, в статье 22 Налогового кодекса Республики Беларусь закреплена обязанность плательщика при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом законодательством.
Единый порядок приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) субъектами хозяйствования определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. №924/16 "Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования" и утвержденным им Положением о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр (далее - Положение №924/16).
Из содержания пункта 4 Положения №924/16 следует, что прием денежных средств, в том числе наличных, при реализации товаров (работ, услуг) осуществляется индивидуальными предпринимателями с обязательным использованием кассового суммирующего аппарата, в том числе совмещенного с таксометром, билетопечатающей машины в соответствии с эксплуатационной документацией;
Важно понимать, что указанное требование законодательства в равной степени распространяется не только на случаи приема денежных средств в качестве оплаты за приобретаемый товар либо оказанную услугу, но и при внесении покупателем (потребителем услуги) авансовых платежей, задатка или залога, что свидетельствует о его намерении приобрести товар (услугу) у соответствующего продавца.
Одновременно Положением №924/16 установлены и исключения. Так, в пункте 35 Положения №924/16 содержится закрытый перечень случаев, когда индивидуальные предприниматели имеют право принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов.
В частности, это такие случаи, как:
- ремонт кассового оборудования или временное отсутствие электроэнергии;
- модернизация кассовых аппаратов для обеспечения возможности установки средства контроля налоговых органов при невозможности его замены на исправные кассовые аппараты;
- осуществление розничной торговли на торговых местах на рынках (за исключением продажи запасных частей к автомобилям) и ярмарках;
- осуществление разносной торговли товарами;
- продажа в розлив безалкогольных напитков, пива, кваса, растительного масла (за исключением их продажи в магазинах, павильонах и объектах общественного питания), а также живой рыбы из цистерн;
- оказание на дому услуг, а также осуществление торговли с доставкой товаров на дом операторами почтовой связи и электросвязи, выездными бригадами организаций службы быта и коммунальных услуг;
- выполнение работ, оказание услуг вне постоянного места осуществления деятельности;
- осуществление адвокатской и нотариальной деятельности;
- осуществление обучения несовершеннолетних;
- оказание бытовых услуг (за исключением технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств) в объектах, расположенных в сельских населенных пунктах, с количеством работников, непосредственно оказывающих такие услуги, не более трех человек в одну смену;
- осуществление розничной торговли товарами в объектах бытового обслуживания населения (за исключением таких объектов, предназначенных для технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств), расположенных в сельских населенных пунктах;
- эксплуатация детских развлекательно-призовых аппаратов (кран-машин), оснащенных одним или несколькими устройствами для приема наличных денежных средств, с выигрышем призов без денежного выигрыша.
Порядок приема наличных денежных средств, для каждого из обозначенных выше случаев, закреплен в пунктах 37 и 38 Положения №924/16. Так, в зависимости от конкретной ситуации факт приема наличных денег за реализованный товар (работу, услугу) оформляется:
- документом с определенной степенью защиты - квитанцией о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассового оборудования и платежных терминалов.
- посредством отражения в приходных кассовых ордерах по окончании рабочего дня (смены), иного периода, определяемого индивидуальными предпринимателями, но не реже чем один раз в семь дней общей суммы выручки за рабочий день (смену), иной период.
Индивидуальным предпринимателям предоставлено право, принимать наличные денежные средства при выполнении работ, оказании услуг без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов при выполнении работ, оказании услуг вне постоянного места осуществления деятельности с выдачей квитанции о приеме наличных денежных средств (далее по тексту-квитанция). Принципиальное значение имеет то, какая именно выполняется работа (оказывается услуга) и что входит в ее содержание.
Пример. Выполнение работ по изготовлению и установке окон или дверей с их оплатой на дому у заказчика можно отнести к выполнению работ вне постоянного места осуществления деятельности, поскольку данные работы и их оплата производятся вне постоянного места осуществления деятельности субъекта хозяйствования. Индивидуальные предприниматели в данном случае оформляют каждый факт приема наличных денежных средств квитанцией.
Одновременно выполнение работ по пошиву одежды в объекте по пошиву одежды, в том числе, когда имеет место выезд на дом к заказчику для обсуждения эскизов и тканей, которые будут использованы при пошиве, снятия мерок, подгонки изделия по фигуре, к выполнению работ вне постоянного места осуществления деятельности относиться не будет. В данном случае основная работа по пошиву одежды выполняется непосредственно в объекте, т.е. месте, где индивидуальный предприниматель осуществляет такую деятельность постоянно. Перечисленные выше действия являются сопутствующими, и их производство на дому у заказчика не дает право не использовать кассовое оборудование.
Контроль за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг), использования кассового оборудования осуществляется налоговыми органами в рамках полномочий, предоставленных Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. №510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь". Так, факты приема наличных денежных средств без использования кассового и терминального оборудования в основной массе выявляются при проведении мониторингов и при проведении внеплановых тематических оперативных проверок
СПРАВОЧНО