Малоритский районный исполнительный комитет

Малоритский районный исполнительный комитет
burger
Главная // Экономика // Налоговая служба

Прием наличных денежных средств: осуществляем правильно

11/06/2019 06:58

Осуществление контроля реализации товаров и услуг в первую очередь направлено на пресечение теневого оборота в сфере торговли и услуг на территории республики. Именно необходимостью предупреждения и пресечения фактов сокрытия выручки обусловлен осуществляемый налоговыми органами контроль (проведение мониторинга) за соблюдением установленного порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг), а также использования кассового оборудования.

В свою очередь, в статье 22 Налогового кодекса Республики Беларусь закреплена обязанность плательщика при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом законодательством.

Единый порядок приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) субъектами хозяйствования определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. №924/16 "Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования" и утвержденным им Положением о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр (далее - Положение №924/16).

Из содержания пункта 4 Положения №924/16 следует, что прием денежных средств, в том числе наличных, при реализации товаров (работ, услуг) осуществляется индивидуальными предпринимателями с обязательным использованием кассового суммирующего аппарата, в том числе совмещенного с таксометром, билетопечатающей машины в соответствии с эксплуатационной документацией;

Важно понимать, что указанное требование законодательства в равной степени распространяется не только на случаи приема денежных средств в качестве оплаты за приобретаемый товар либо оказанную услугу, но и при внесении покупателем (потребителем услуги) авансовых платежей, задатка или залога, что свидетельствует о его намерении приобрести товар (услугу) у соответствующего продавца.

Одновременно Положением №924/16 установлены и исключения. Так, в пункте 35 Положения №924/16 содержится закрытый перечень случаев, когда индивидуальные предприниматели имеют право принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов.

В частности, это такие случаи, как:

- ремонт кассового оборудования или временное отсутствие электроэнергии;

- модернизация кассовых аппаратов для обеспечения возможности установки средства контроля налоговых органов при невозможности его замены на исправные кассовые аппараты;

- осуществление розничной торговли на торговых местах на рынках (за исключением продажи запасных частей к автомобилям) и ярмарках;

- осуществление разносной торговли товарами;

- продажа в розлив безалкогольных напитков, пива, кваса, растительного масла (за исключением их продажи в магазинах, павильонах и объектах общественного питания), а также живой рыбы из цистерн;

- оказание на дому услуг, а также осуществление торговли с доставкой товаров на дом операторами почтовой связи и электросвязи, выездными бригадами организаций службы быта и коммунальных услуг;

- выполнение работ, оказание услуг вне постоянного места осуществления деятельности;

- осуществление адвокатской и нотариальной деятельности;

- осуществление обучения несовершеннолетних;

- оказание бытовых услуг (за исключением технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств) в объектах, расположенных в сельских населенных пунктах, с количеством работников, непосредственно оказывающих такие услуги, не более трех человек в одну смену;

- осуществление розничной торговли товарами в объектах бытового обслуживания населения (за исключением таких объектов, предназначенных для технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств), расположенных в сельских населенных пунктах;

- эксплуатация детских развлекательно-призовых аппаратов (кран-машин), оснащенных одним или несколькими устройствами для приема наличных денежных средств, с выигрышем призов без денежного выигрыша.

Порядок приема наличных денежных средств, для каждого из обозначенных выше случаев, закреплен в пунктах 37 и 38 Положения №924/16. Так, в зависимости от конкретной ситуации факт приема наличных денег за реализованный товар (работу, услугу) оформляется:

- документом с определенной степенью защиты - квитанцией о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассового оборудования и платежных терминалов.

- посредством отражения в приходных кассовых ордерах по окончании рабочего дня (смены), иного периода, определяемого индивидуальными предпринимателями, но не реже чем один раз в семь дней общей суммы выручки за рабочий день (смену), иной период.

Индивидуальным предпринимателям предоставлено право, принимать наличные денежные средства при выполнении работ, оказании услуг без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов при выполнении работ, оказании услуг вне постоянного места осуществления деятельности с выдачей квитанции о приеме наличных денежных средств (далее по тексту-квитанция). Принципиальное значение имеет то, какая именно выполняется работа (оказывается услуга) и что входит в ее содержание.

Пример. Выполнение работ по изготовлению и установке окон или дверей с их оплатой на дому у заказчика можно отнести к выполнению работ вне постоянного места осуществления деятельности, поскольку данные работы и их оплата производятся вне постоянного места осуществления деятельности субъекта хозяйствования. Индивидуальные предприниматели в данном случае оформляют каждый факт приема наличных денежных средств квитанцией.

Одновременно выполнение работ по пошиву одежды в объекте по пошиву одежды, в том числе, когда имеет место выезд на дом к заказчику для обсуждения эскизов и тканей, которые будут использованы при пошиве, снятия мерок, подгонки изделия по фигуре, к выполнению работ вне постоянного места осуществления деятельности относиться не будет. В данном случае основная работа по пошиву одежды выполняется непосредственно в объекте, т.е. месте, где индивидуальный предприниматель осуществляет такую деятельность постоянно. Перечисленные выше действия являются сопутствующими, и их производство на дому у заказчика не дает право не использовать кассовое оборудование.

Контроль за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг), использования кассового оборудования осуществляется налоговыми органами в рамках полномочий, предоставленных Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. №510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь". Так, факты приема наличных денежных средств без использования кассового и терминального оборудования в основной массе выявляются при проведении мониторингов и при проведении внеплановых тематических оперативных проверок

СПРАВОЧНО

Ответственность за нарушение порядка приема денежных средств, при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет установлена статьей 12.18 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях для индивидуального предпринимателя (в случае, если такое нарушение допущено им самим) в виде предупреждения или штрафа в размере от двух до пятидесяти базовых величин. В свою очередь, нарушение порядка использования кассового оборудования, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и (или) платежных терминалов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, а равно отсутствие таких оборудования и (или) терминалов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг влечет ответственность по части 1 статьи 12.20 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, а именно наложение штрафа на индивидуального предпринимателя - до ста базовых величин, а на юридическое лицо - до двухсот базовых.

К списку новостей

Полезные ссылки