Постановлением
Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь
от 23 октября 2023 г. № 712/19 «Об изменении постановления Совета Министров
Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г.
№ 924/16» (далее - постановление) внесен ряд изменений в постановление Совета
Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6
июля 2011 г. № 924/16» и утвержденное этим постановлением Положение об
использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа (далее
- постановление № 924/16, Положение).
В
целях реализации мер, направленных на увеличение доли безналичных расчетов при
продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, постановлением:
сокращается
перечень случаев, при которых юридические лица и индивидуальные
предприниматели вправе принимать платежи в свой адрес наличными денежными
средствами при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и
осуществлении лотерейной деятельности без применения кассового оборудования и
(или) карточных платежных терминалов;
расширяется
перечень объектов (видов деятельности), в которых (при осуществлении
которых) юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны
использовать платежные терминалы, определенный приложением 11 к
постановлению № 924/16.
Так,
постановлением предусматривается исключение из пункта 35 Положения подпунктов
35.5, 35.7, 35.11, 35.12, 35.16 и 35.17 и, соответственно, вводится обязанность
использовать кассовое оборудование при продаже товаров, выполнении работ,
оказании услуг в следующих случаях:
осуществление
разносной торговли;
оказание
услуг и продажи товаров (за исключением алкогольных напитков и табачных
изделий) в поездах городских, региональных, межрегиональных, международных, коммерческих
линий в ассортименте, утвержденном государственным объединением «Белорусская
железная дорога»;
оказание
на дому услуг, а также осуществление торговли с доставкой товаров на дом
операторами почтовой связи и электросвязи, выездными бригадами организаций
службы быта и коммунальных услуг;
выполнение
работ, оказание услуг вне постоянного места осуществления деятельности на
территории сельской местности;
оказание
бытовых услуг (за исключением технического обслуживания и ремонта транспортных
средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств) в объектах,
расположенных в сельских населенных пунктах, с количеством работников,
непосредственно оказывающих такие услуги, не более одного человека в одну
смену;
осуществление
розничной торговли товарами в объектах бытового обслуживания населения (за
исключением таких объектов, предназначенных для технического обслуживания и
ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных
средств), расположенных в сельских населенных пунктах, с численностью
работников не более одного.
С
целью расширения возможности осуществлять расчеты за приобретенные товары,
выполненные работы, оказанные услуги с помощью банковских платежных карточек и
(или) иных платежных инструментов, а также увеличения доли безналичных расчетов
постановлением предусматривается расширение перечня объектов (видов
деятельности), в которых (при осуществлении которых) юридические лица и
индивидуальные предприниматели обязаны использовать платежные терминалы
(приложение 11 к постановлению № 924/16), путем включения в
указанный перечень следующих объектов (видов деятельности): разносная торговля;
оказание
услуг и продажа в поездах городских, региональных, межрегиональных,
международных, коммерческих линий товаров (за исключением алкогольных напитков
и табачных изделий) в ассортименте, утвержденном государственным объединением
«Белорусская железная дорога»;
осуществление
торговли с доставкой товаров на дом операторами почтовой связи и электросвязи,
выездными бригадами организаций службы быта и коммунальных услуг;
выполнение
работ, оказание услуг вне постоянного места осуществления деятельности;
автомобильные
перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении (за исключением автомобильных
перевозок пассажиров автомобилями-такси);
объекты
бытового обслуживания населения с количеством работников, непосредственно
оказывающих бытовые услуги, не более одного человека в смену;
оказание
от имени дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных
государств услуг по приему заявлений о выдаче визы для въезда в государства с
визовым режимом.
Справочно. Платежный терминал - программное или
программнотехническое средство, используемое на основании договора на оказание
платежных услуг в соответствии с законодательством в области платежных систем и
платежных услуг и предназначенное для регистрации операций при использовании
банковских платежных карточек и (или) любого (любых) из иных платежных
инструментов с последующим формированием платежного документа.
Таким
образом, включение предусматриваемых проектом постановления объектов (видов
деятельности) в приложение 11 к постановлению № 924/16 не
подразумевает обязательное приобретение и использование карточного платежного
терминала и, следовательно, не повлечет значительных расходов для субъектов
хозяйствования, поскольку выполнение предлагаемой обязанности предполагает
возможность использования в том числе программного обеспечения, позволяющего
принимать безналичные платежи (например, приложение «Оплати», установка
программного обеспечения банка на смартфон для возможности приема платежей с
использованием банковских платежных карточек и иные варианты, не
предусматривающие физическое наличие карточного платежного терминала).
Также
постановлением предусматривается совершенствование порядка приема средств
платежа с использованием торговых автоматов на территории Республики
Беларусь.
В
последние годы рынок торговых автоматов претерпел значительные изменения в
связи с развитием технологий в сфере приема платежей в безналичной форме.
Большинство торговых автоматов в настоящее время оборудовано как минимум
устройствами, позволяющими принимать платежи с использованием банковских
платежных карточек, отдельные торговые автоматы позволяют принимать платежи с
использованием иных форм безналичных расчетов (QR-коды и
другие).
В
этой связи постановлением предусматривается внесение изменений в главу 5
постановления № 924/16, предполагающих совершенствование порядка использования
торговых автоматов, а также полноценный учет выручки (наличной и безналичной)
субъектов хозяйствования, использующих такие торговые автоматы. Так, в
частности, постановлением предусматривается, что:
если
субъект хозяйствования использует торговый автомат, обеспечивающий прием
платежей только наличными денежными средствами, то в такой автомат
должно быть установлено средство контроля налоговых органов или встроен
кассовый суммирующий аппарат с установленным средством контроля налоговых
органов (данное требование действует в настоящее время) либо в такой торговый
автомат должна быть установлена программная касса (размещенная на устройстве
пользователя) или он должен взаимодействовать с программной кассой, размещенной
в центре обработки данных операторов программных кассовых систем;
если
субъект хозяйствования использует торговый автомат, обеспечивающий прием
платежей наличными денежными средствами и в безналичной форме, то в
такой торговый автомат должен быть встроен кассовый суммирующий аппарат с
установленным средством контроля налоговых органов либо в такой торговый
автомат должна быть установлена программная касса (размещенная на устройстве
пользователя) или он должен взаимодействовать с программной кассой, размещенной
в центре обработки данных операторов программных кассовых систем.
Кроме
того, постановлением предусматривается возможность использования торговых
автоматов при продаже товаров, подлежащих маркировке унифицированными
контрольными знаками и (или) средствами идентификации, при условии соответствия
кассовых суммирующих аппаратов с установленным средством контроля налоговых
органов и программных касс требованиям, установленным пунктом 101 Положения.
Кроме
того, в целях создания равных условий для всех субъектов хозяйствования,
использующих кассовое оборудование, постановлением предусматривается
возможность для юридического лица или индивидуального предпринимателя,
использующего специальную компьютерную систему (далее - СКС) при согласии
покупателя (потребителя) выдавать покупателю (потребителю) платежный документ
только в электронном виде. Способ выдачи такого платежного документа будет
определяться определяется юридическим лицом или индивидуальным
предпринимателем, использующим такую СКС.
Справочно. В настоящее время, в соответствии с
пунктом 151, абзацем вторым пункта 23 Положения, при согласии
покупателя (потребителя) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель,
использующие кассовый аппарат или программную кассу, формируют и выдают
покупателю (потребителю) платежный документ только в электронном виде.
Постановление
вступает в силу с 1 июля 2025 г.,
что позволит субъектам хозяйствования заблаговременно подготовиться к новым
требованиям, обязанность по соблюдению которых предусматривается
постановлением.