Малоритский районный исполнительный комитет

Малоритский районный исполнительный комитет
burger
Главная // Экономика // Налоговая служба

Налогообложение доходов по операциям с токенами

01/10/2026 07:57

Для целей налогообложения подоходным налогом с физических лиц доходами по операциям с токенами признаются любые виды доходов, в том числе полученные от майнинга, обмена токенов на иные токены, отчуждения за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги.

При этом к объекту налогообложения подоходным налогом с физических лиц не относятся доходы, полученные:

- по операциям с токенами, совершенным через резидентов Парка высоких технологий (далее – ПВТ);

- по операциям с токенами, созданными резидентами и (или) через резидентов ПВТ;

- от деятельности по майнингу;

- от обмена токенов на иные токены, за исключением доходов, полученных в рамках незаконной и (или) запрещенной деятельности;

- в виде наследства токенов;

- в результате дарения токенов от лиц, состоящих в отношениях близкого родства или свойства;

Справочно: близкими родственниками согласно статье 195 Налогового кодекса Республики Беларусь являются родители (усыновители, удочерители), дети (в том числе усыновленные, удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, прадед, прабабка, правнуки, супруги, лицами, состоящими в отношениях свойства, - близкие родственники другого супруга, в том числе умершего, объявленного умершим.

- в результате дарения токенов от иных физических лиц (не являющихся близкими родственниками или лицами, состоящими в отношениях свойства) в размере в совокупности с иными полученными в дар в течение календарного года доходами, не превышающем предел, установленный пунктом 22 статьи 208 Налогового кодекса Республики Беларусь (в 2026 году такой предел составляет 6000,00 белорусских рублей).

Такие доходы не облагаются подоходным налогом с физических лиц и не отражаются в налоговой декларации (расчете) по подоходному налогу с физических лиц (далее – налоговая декларация).

Доходы, полученные от разрешенных операций с токенами от зарубежных торговых площадок, иностранных организаций, иностранных индивидуальных предпринимателей, иных физических лиц, подлежат налогообложению по ставке в размере 13 % на основании налоговой декларации, представляемой в налоговый орган в срок не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Справочно: декларированию подлежат доходы от разрешенных операций с токенами, полученные физическими лицами – налоговыми резидентами Республики Беларусь, то есть проживающими на территории Республики Беларусь более 183 дней в календарном году, либо являющимися такими по иным основаниям (пункт 5 статьи 17 Налогового кодекса ).

Срок представления налоговой декларации по доходам, по операциям с токенами , полученными в 2026 году, – не позднее 31.03.2027.

Подлежащие налогообложению доходы (налоговая база) от разрешенных операций, полученные от зарубежных торговых площадок, определяются в размере денежных средств, фактически выведенных с такой площадки, а доходы, полученные от иностранных организаций, иностранных индивидуальных предпринимателей, иных физических лиц, – в размере фактически полученных денежных средств.

При этом при определении налоговой базы не применяются налоговые вычеты, предусмотренные статьями 209 – 211 Налогового кодекса Республики Беларусь, и не учитываются расходы, связанные с приобретением токенов.

Указом Президента Республики Беларусь от 17 сентября 2024 г. № 367 «Об обращении цифровых знаков (токенов)» установлено, что операции по приобретению, отчуждению токенов за деньги (в том числе электронные) физическими лицами могут осуществляться только через резидентов ПВТ.

За осуществление физическими лицами предпринимательской деятельности, которая в соответствии с законодательными актами является незаконной и (или) запрещается, частью 3 статьи 13.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее -КоАП) предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин с конфискацией до 100 % суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации.

В случае нарушения порядка осуществления сделок (операций) с цифровыми знаками (токенами) статья 12.36 КоАП предусмотрена административная ответственность влечет наложение штрафа в размере от двадцати до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации.

 

К списку новостей

Полезные ссылки