Изменения в порядке определения налоговой базы
Как и ранее, в большинстве случаев в качестве налоговой базы принимается кадастровая стоимость земельного участка на 1 января календарного года, за который исчисляется земельный налог. Кадастровая стоимость определяется в белорусских рублях и зависит от целевого назначения земельного участка (вида оценочной зоны) (п. 1 - 4 ст. 195 НК-2018, п. 1 - 3, 5 ст. 240 НК-2019).
Вместе с тем, если кадастровая стоимость земельного участка за гектар небольшая (менее установленного порога), в качестве налоговой базы выступает площадь земельного участка.
С 2019 года изменен установленный порог в отношении земельных участков общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций. Так, при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 7770 белорусских рублей за гектар, земельный налог нужно рассчитывать исходя из площади земельных участков. Ранее порог составлял 5180 белорусских рублей за гектар (подп. 6.6 ст. 195 НК-2018, подп. 6.5 ст. 240 НК-2019).
Что касается земельных участков общественно-деловой зоны для размещения автомобильных рынков, игорных заведений и иных объектов, а также земельных участков других оценочных зон, то корректировка установленного порога в отношении них не проводилась (подп. 6.6 ст. 195 НК-2018, подп. 6.6 - 6.11 ст. 240 НК-2019).
В 2019 году предусмотрен следующий порядок определения налоговой базы (п. 1 ст. 4 Закона от 30.12.2018 N 159-З):
- для участков, относимых к общественно-деловой зоне, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка в белорусских рублях на дату оценки такой зоны;
- для участков производственной зоны устанавливается кадастровая стоимость земельного участка в белорусских рублях, полученная путем пересчета действующей на 01.01.2018 кадастровой стоимости этой зоны, определенной в долларах США, по официальному курсу Нацбанка на 01.01.2016, проиндексированной на сложившийся индекс роста потребительских цен за 2017 год и прогнозные индексы роста потребительских цен на 2018 и 2019 годы;
- для участков жилой многоквартирной, жилой усадебной, включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы, и рекреационной зон устанавливается кадастровая стоимость в белорусских рублях, проиндексированная на прогнозные индексы роста потребительских цен на 2018 и 2019 годы.
Подчеркнем, что плательщикам земельного налога, как и прежде, не требуется самостоятельно определять кадастровую стоимость земельного участка. Сведения о ней по состоянию на 01.01.2019 можно получить из регистра стоимости Национального кадастрового агентства (http://vl.nca.by) (п. 30 Инструкции о порядке ведения регистра стоимости земель N 37).
Новшества в порядке установления ставок земельного налога
Сразу отметим, что в НК-2019 изменена структура главы "Земельный налог". В частности, порядку определения ставок земельного налога отведена одна общая статья (ст. 241 НК-2019). Напомним, что ранее ставки налога устанавливались ст. 196 - 201 НК в разрезе категорий земель.
Сохранен прежний порядок определения ставок земельного налога исходя из налоговой базы. К кадастровой стоимости земельного участка применяют ставку в процентах от нее, а к его площади - фиксированную сумму за гектар (п. 1 и 6 ст. 241 НК-2019, приложение 6 к НК-2019).
Однако в отношении некоторых земельных участков произведена корректировка размера ставок налога.
Так, для земельных участков общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций, по которым в качестве налоговой базы применяется его кадастровая стоимость, установлена ставка в размере 2% (ранее - 3%) (приложение 5 к НК-2018, приложение 6 к НК-2019).
Кроме того, проведена ежегодная индексация ставок налога на сельхозземли сельхозназначения и средних ставок налога по районам республики. Как и ранее, такие ставки предусматриваются в соответствующих приложениях к НК (приложения 2 и 3 к НК-2018, приложения 3 и 4 к НК-2019).
Также увеличена ставка налога на земли сельхозназначения, занятые капстроениями и другими объектами, с 0,84 до 0,88 белорусских рублей за гектар (п. 2 ст. 196 НК-2018, п. 3 ст. 241 НК-2019).
Введение новых коэффициентов к ставке земельного налога
Введены коэффициенты к ставке налога в отношении земельных участков (их частей), на которых расположены капстроения (здания, сооружения), их части (далее - капстроение), возведенные организациями после 1 января 2019 года (п. 12 ст. 241 НК-2019).
Так, при исчислении земельного налога по указанным земельным участкам в течение второго - пятого годов с момента приемки капстроений в эксплуатацию применяются дифференцированные коэффициенты к годовой ставке:
Размер коэффициента к ставке |
Период с момента приемки капстроения в эксплуатацию |
0,2 |
В течение второго года (12 месяцев) |
0,4 |
В течение третьего года (12 месяцев) |
0,6 |
В течение четвертого года (12 месяцев) |
0,8 |
В течение пятого года (12 месяцев) |
Обращаем внимание, что с 2019 года земельные участки (их части), на которых расположены впервые введенные в действие капстроения, освобождаются от земельного налога в течение одного года с даты приемки этих капстроений в эксплуатацию (подп. 1.30 ст. 239 НК-2019). Такая льгота ранее не применялась.
На заметку
С 2019 года не применяется увеличение ставки земельного налога (ст. 241 НК-2019):
- в 2 раза - в случае нахождения на земле сверхнормативного объекта строительства;
- 10 раз - в случае нарушения порядка землепользования (несвоевременный возврат земли, полученной во временное пользование; самовольное занятие земли; ее нецелевое использование).
Новый порядок установления коэффициентов к ставке налога по решениям местных Советов депутатов
Местным Советам депутатов сохранено право на увеличение (уменьшение) ставок земельного налога отдельным категориям плательщиков. При этом в качестве местных Советов депутатов выступают областные Советы депутатов или по их поручению местные Советы депутатов базового территориального уровня и Мингорсовет (ч. 1 ст. 201-1 НК-2018, п. 10 ст. 241 НК-2019). Предусмотрен особый порядок установления коэффициентов:
Отчетный год |
Коэффициент увеличения (уменьшения) ставок налога |
2019 |
До 2,5 раз |
2020 и последующие годы |
До 2 раз |
На заметку
Решения местных Советов депутатов об увеличении (уменьшении) ставок земельного налога, принятые до 01.01.2019, применяются в 2019 году без учета норм п. 10 ст. 241 НК-2019. При подготовке таких решений на 2020 год они подлежат приведению в соответствие с данной нормой (п. 16 ст. 4 Закона от 30.12.2018 N159-З).
Кроме того, действующий перечень организаций, на которые не распространяются решения местных Советов депутатов об увеличении ставок земельного налога, дополнен (ч. 2 ст. 201-1 НК-2018, п. 11 ст. 241 НК-2019).
Так, с 2019 года увеличивающий коэффициент не будет применяться в отношении таких плательщиков, как:
- организации, признанные в соответствии с законодательством Республики Беларусь экономически несостоятельными (банкротами), в процедуре ликвидационного производства;
- унитарные предприятия общественных объединений инвалидов и учреждения общественных объединений инвалидов.
Также увеличение ставок по решениям местных Советов депутатов не предусматривается в отношении земельных участков, по которым к ставке налога применяются дифференцированные коэффициенты.
На заметку
Местным Советам депутатов отменено право на увеличение (до 10 раз) ставки земельного налога за земельные участки, на которых расположены неиспользуемые (неэффективно используемые) капстроения (ч. 4 ст. 201-1 НК-2018, ст. 241 НК-2019).
Изменения в порядке исчисления земельного налога бюджетными организациями
Как и ранее, бюджетные организации, передавшие в аренду капстроения, признаются плательщиками земельного налога за земельные участки, на которых находятся эти капстроения. Исключение составляют определенные случаи (ч. 2 и 5 п. 5 ст. 192 НК-2018, ч. 2 и 3 п. 1 ст. 237 НК-2019).
Вместе с тем порядок исчисления налога в такой ситуации изменен. Так, с 2019 года бюджетные организации смогут исчислять земельной налог с 1-го числа месяца, следующего за месяцем передачи капстроения в аренду. Ранее им приходилось это делать начиная с 1-го числа месяца сдачи в аренду (ч. 4 п. 5 ст. 192 НК-2018, ч. 1 п. 8 ст. 243 НК-2019).
Кроме того, с 2019 года предусмотрено, что если дата передачи в аренду капстроений и дата их возврата приходятся на один и тот же календарный месяц, то бюджетные организации не будут признаваться плательщиками земельного налога (ч. 4 п. 1 ст. 237 НК-2019).
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В УСН
Плательщики налога
С 2019 года расширен круг плательщиков налога при УСН как за счет снятия некоторых ограничений для применения УСН, так и увеличения критериев валовой выручки.
Так, унитарные предприятия, собственником имущества которых является некоммерческая организация Республики Беларусь, с 2019 года вправе применять УСН (подп. 2.4 ст. 324 НК-2019).
Увеличились критерии валовой выручки как для организаций, так и для ИП (абз. 2, 3 п. 2, подп. 6.3.2, подп. 6.3.3 ст. 327, п. 1, подп. 2.3.1 ст. 333 НК-2019):
Критерии валовой выручки |
2018 год (п. 13 Указа N 29), руб. |
2019 год (НК-2019), руб. |
Для перехода на УСН со следующего календарного года |
||
организации |
1391800 |
1465565 |
ИП |
152000 |
315000 |
Для прекращения применения УСН в течение календарного года |
||
организации |
1851100 |
1949208 |
ИП |
202700 |
420000 |
Для применения УСН без НДС в течение календарного года |
||
организациями |
1270100 |
1337415 |
Для ведения учета в Книге при УСН в течение календарного года |
||
организациями |
492000 |
738000 |
Критерии численности работников для целей применения УСН не изменились (подп. 1.1.2 ст. 326, абз. 2 п. 2, подп. 6.3.3 ст. 327, п. 1, подп. 2.3.1 ст. 333 НК-2019).
Ограничения для применения УСН
С 2019 года не вправе применять УСН организации и ИП, осуществляющие операции с цифровыми знаками (токенами) за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги и их обмен на иные цифровые знаки (токены) (подп. 2.1.7 ст. 324 НК-2019).
В то же время из НК исключены нормы, запрещающие применять УСН организациям и ИП, которые:
- осуществляют розничную торговлю через интернет-магазины;
- оказывают услуги (права), связанные с размещением на сайтах информации о субъекте торговли (или о продаже им товаров), содержащей доменное имя сайта интернет-магазина или гиперссылку на него.
Отметим, что с 2018 года данное ограничение снято Декретом N 7.
Налоговая база
С 2019 года в валовую выручку при сдаче недвижимого имущества в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), сдаче в наем жилых помещений не включаются суммы возмещаемых арендодателю (лизингодателю, наймодателю) расходов по приобретению коммунальных услуг (подп. 2.15 ст. 328 НК-2019).
Для организаций, применяющих УСН, сохраняется общий порядок исчисления и уплаты налога на прибыль в отношении прибыли от реализации предприятия как имущественного комплекса (абз. 7 ч. 2 подп. 1.1.1 ст. 326 НК-2019). Соответственно такой доход не будет включаться в валовую выручку при исчислении налога при УСН.
Выручка от реализации у организаций, работающих "по оплате"
В НК-2019 внесены изменения для организаций, работающих "по оплате" с использованием кассового оборудования. Если смена начинается в один календарный день, а заканчивается в другой, датой отражения выручки от реализации будет признаваться дата открытия этой смены. Она отражается в суточном (сменном) отчете (Z-отчете) (ч. 2 п. 15 ст. 328 НК-2019).
Принцип "по отгрузке" для ИП с ведением Книги при УСН
В 2018 году ИП с ведением Книги при УСН отражали выручку от реализации "по оплате". С 2019 года они могут выбрать и иной принцип отражения выручки - "по отгрузке" (подп. 4.2 ст. 328 НК-2019). ИП должен закрепить выбранный принцип отражения выручки письменным решением. Изменению в течение налогового периода такое решение не подлежит (ч. 2 п. 4 ст. 328 НК-2019).
ИП, которые вместо Книги при УСН будут вести учет на общих основаниях, такого права выбора иметь не будут. Для них сохранится прежний порядок отражения выручки - "по оплате" (подп. 4.1 ст. 328 НК-2019).
Учет в Книге при УСН
С 01.01.2019 ограничено право на ведение учета в Книге при УСН для плательщиков:
- обязанных в соответствии с актами Президента Республики Беларусь перечислять в бюджет часть прибыли (дохода) (подп. 2.1 ст. 333 НК-2019);
- реализующих инвестиционные проекты в соответствии с заключенными с Республикой Беларусь инвестиционными договорами (подп. 2.2 ст. 333 НК-2019).
НОВАЯ ФОРМА КНИГИ ПРИ УСН
С 31.01.2019 вступило в силу постановление МНС, Минфина, Минтруда и соцзащиты, Минстата от 09.01.2019 N 4/1/1/1, которым утверждены новая форма Книги при УСН и Инструкция о порядке ее заполнения.
Значительные изменения коснулись учета обязательств налоговым агентом, учета взносов в ФСЗН и на ППС, учета капитальных строений. Некоторые разделы и части сокращены. Тем самым предполагается упростить книжный учет при УСН.
Так, в Книге при УСН упразднен учет:
- налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (п. 1 раздела II Книги при УСН, утв. постановлением N 55/60/59/38);
- исчисленных и перечисленных сумм подоходного налога (подп. 2.2 раздела II Книги при УСН, утв. постановлением N 55/60/59/38);
- налога на прибыль по дивидендам, начисленным белорусским организациям (п. 3 раздела II Книги при УСН, утв. постановлением N 55/60/59/38);
- исчисленных и перечисленных в ФСЗН страховых взносов (п. 2 раздела IV Книги при УСН, утв. постановлением N 55/60/59/38);
- исчисленных и перечисленных в бюджет фонда взносов на ППС (п. 4 раздела IV Книги при УСН, утв. постановлением N 55/60/59/38);
- расходов за счет средств ФСЗН (раздел V);
- зданий, сооружений и передаточных устройств сверхнормативного незавершенного строительства (часть II раздела VI Книги при УСН, утв. постановлением N 55/60/59/38).
С 2019 года ИП, ведущие учет в Книге при УСН, имеют право отражать выручку по отгрузке (подп. 4.2 ст. 328 НК). В связи с этим Инструкция о порядке заполнения Книги при УСН дополнена отдельными положениями для таких плательщиков.
Как и прежде, Книга при УСН может вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде, а также при необходимости детализации учета можно вводить дополнительные графы и строки (п. 3 Инструкции о порядке заполнения Книги при УСН).
НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ: ИЗМЕНЕНИЯ В 2019 ГОДУ
Изменение перечня объектов налогообложения
Из состава объектов налогообложения исключены здания, сооружения и передаточные устройства сверхнормативного незавершенного строительства (абз. 8 ч. 1 п. 1 ст. 185 НК-2018, п. 1 ст. 227 НК-2019). То есть с 2019 года не требуется исчислять налог на недвижимость по таким объектам строительства.
Кроме того, в перечне объектов налогообложения у организаций не указаны машино-места. Данный перечень включает только капстроения (здания, сооружения), их части (далее - капстроение) (ч. 1 п. 1 ст. 185 НК-2018, п. 1 ст. 227 НК-2019). Однако, как и прежде, машино-места подлежат налогообложению.
Это следует из того, что машино-место представляет собой место для размещения транспорта, которое является частью капстроения (в том числе автостоянки) и зарегистрировано как объект недвижимости (абз. 11 ст. 1 Закона N 133-З). По постановлению Минэкономики от 30.09.2011 N 161 оно относится к группе "Сооружения" (шифры 20260, 20261, 20262, 20263).
Отметим, что с 2019 года при исчислении налога на недвижимость под капстроением понимают объект, классифицируемый в соответствии с законодательством для целей определения нормативных сроков службы ОС как здание, сооружение или передаточное устройство (подп. 5.2 ст. 227 НК-2019).
Введены ставки налога на недвижимость в отношении капстроений, возведенных организациями после 1 января 2019 г.
Так, при исчислении налога на недвижимость в течение второго - пятого годов с момента приемки капстроения в эксплуатацию применяются дифференцированные ставки (абз. 3 - 7 подп. 1.1 ст. 230 НК-2019) (таблица 1).
Размер ставки, % |
Период с момента приемки капстроения в эксплуатацию |
0,2 |
В течение второго года (12 месяцев) |
0,4 |
В течение третьего года (12 месяцев) |
0,6 |
В течение четвертого года (12 месяцев) |
0,8 |
В течение пятого года (12 месяцев) |
Налог на недвижимость по новым ставкам исчисляется с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, на который приходится дата истечения годичного, двухлетнего, трехлетнего или четырехлетнего периода с даты приемки возведенного капстроения в эксплуатацию (п. 2 ст. 232 НК-2019).
Как и ранее, впервые введенные в действие капстроения освобождаются от налога на недвижимость в течение одного года с даты приемки в эксплуатацию (подп. 1.11 ст. 186 НК-2018, подп. 1.13 ст. 228 НК-2019).
Начиная с шестого года с момента приемки капстроения в эксплуатацию будет применяться ставка налога в размере, установленном ранее (1%) (абз. 2 ч. 1 ст. 188 НК-2018, абз. 2 подп. 1.1 ст. 230 НК-2019)).
Новый порядок установления коэффициентов к ставкам налога
Местным Советам депутатов сохранено право на увеличение (уменьшение) ставок налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков. При этом в качестве местных Советов депутатов выступают областные Советы депутатов или по их поручению местные Советы депутатов базового территориального уровня и Мингорсовет (ч. 3 ст. 188 НК-2018, п. 2 ст. 230 НК-2019). Вместе с тем предусматривается особый порядок установления коэффициентов (таблица 2):
Отчетный год |
Коэффициент увеличения (уменьшения) ставки налога |
2019 |
До 2,5 раза |
2020 и последующие |
До 2 раз |
Решения местных Советов депутатов об увеличении (уменьшении) ставок налога на недвижимость, принятые до 01.01.2019, применяются в 2019 году без учета норм п. 2 ст. 230 НК-2019. При подготовке таких решений на 2020 год они подлежат приведению в соответствие с данной нормой (п. 16 ст. 4 Закона от 30.12.2018 N 159-З).
Отметим, что ранее действующий перечень организаций, на которых не распространяются решения местных Советов депутатов об увеличении ставок налога на недвижимость, дополнен (ч. 7 ст. 188 НК-2018, п. 3 ст. 230 НК-2019).
Так, с 2019 года увеличивающий коэффициент не будет применяться в отношении:
- организаций, признанных в соответствии с законодательством Республики Беларусь экономически несостоятельными (банкротами), в процедуре ликвидационного производства;
- унитарных предприятий общественных объединений инвалидов и учреждений общественных объединений инвалидов.
Кроме того, увеличение ставок по решениям местных Советов депутатов не предусматривается в отношении капстроений, по которым налог будет рассчитываться с применением дифференцированных ставок.
Советам депутатов отменено право на увеличение (до 10 раз) ставок налога на недвижимость по неиспользуемым (неэффективно используемым) капстроениям (ч. 5 ст. 188 НК-2018, ст. 230 НК-2019).
НОРМИРУЕМЫЕ ЗАТРАТЫ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ
В Налоговом кодексе Республики Беларусь (далее - НК) с 2019 года введена статья 171 "Нормируемые затраты".
До 2019 года для целей налогообложения нормировались только командировочные расходы, расходы на топливно-энергетические ресурсы (ТЭР), суммы недостач, потерь и (или) порчи имущества, по которым имелись нормы естественной убыли, а также затраты по контролируемой задолженности.
С 2019 года перечень нормируемых расходов расширен. В этот перечень дополнительно включены:
- потери от недостачи и (или) порчи при хранении, транспортировке и (или) реализации товаров, запасов не только в пределах норм естественной убыли, но и в пределах норм потерь (боя), установленных законодательством. При отсутствии таких норм - в пределах норм, установленных руководителем по согласованию с собственником, общим собранием участников, (подп. 1.3 п. 1 ст. 171 НК);
- расходы на управленческие услуги, оказываемые индивидуальными предпринимателями, а также организациями, применяющими особые режимы налогообложения, в пределах суммы, рассчитанной исходя из коэффициента соотношения средней заработной платы руководителей организаций и средней заработной платы по организации в целом, определенного в порядке и размере, установленных законодательством (подп. 1.4 п. 1 ст. 171 НК);
- для организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, за исключением организаций системы Министерства энергетики Республики Беларусь, - затраты на оплату накладных расходов и технологических потерь в пределах норм и нормативов, установленных в соответствии с законодательством (подп. 1.6 п. 1 ст. 171 НК);
- прочие затраты (подп. 1.7 п. 1 ст. 171 НК).
В состав прочих нормируемых расходов включаются:
- выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах в виде:
вознаграждений по итогам работы за год, выплат, носящих характер вознаграждения по итогам работы за год;
единовременных пособий лицам, уходящим на пенсию;
доплат, компенсаций, пособий, порядок выплаты которых и их минимальный размер установлены законодательством и по которым законодательством предоставлено право их повышения, в размерах, установленных коллективным договором, соглашением, нанимателем, превышающих минимальный размер;
доплат, компенсаций, пособий, по которым законодательством предоставлено право определения размера и порядка выплаты, в размерах, установленных коллективным договором, соглашением, нанимателем, в пределах, установленных законодательством, при их наличии;
единовременной выплаты (материальная помощь, пособие) на оздоровление;
оплаты дополнительных отпусков, обязанность предоставления которых установлена законодательством, выплаты в соответствии с законодательством денежной компенсации за неиспользованные дни указанных дополнительных отпусков (подп. 2.1 п. 2 ст. 171 НК);
- расходы по благоустройству населенных пунктов и прилегающих территорий, памятных мест (подп. 2.2 п. 2 ст. 171 НК);
- расходы на проведение в соответствии с законодательством по случаю государственных праздников, праздничных дней и памятных дат официальных торжественных мероприятий, военных парадов, артиллерийских салютов и фейерверков (подп. 2.3 п. 2 ст. 171 НК);
- вознаграждения и (или) компенсируемые расходы членам совета директоров (наблюдательного совета), представителям государства в органах управления организаций, если иное не установлено законодательством (подп. 2.4 п. 2 ст. 171 НК);
- представительские расходы (подп. 2.5 п. 2 ст. 171 НК);
- затраты по транспортировке (доставке) покупателей (заказчиков) до торгового объекта (места выполнения работ, оказания услуг) и обратно в направлениях, обслуживаемых пассажирским транспортом общего пользования (подп. 2.6 п. 2 ст. 171 НК);
- компенсация за использование личных транспортных средств, выплачиваемая работникам, работа которых не носит разъездной характер, а также суммы арендной платы, выплачиваемые таким работникам, выступающим арендодателями личного транспортного средства (подп. 2.7 п. 2 ст. 171 НК);
- членские взносы (вступительные и иные) в объединения предпринимателей и нанимателей, союзы, ассоциации (подп. 2.8 п. 2 ст. 171 НК);
- проценты по просроченным платежам по основному долгу по займам и кредитам (подп. 2.9 п. 2 ст. 171 НК).
Пунктом 3 ст. 171 НК установлено, что прочие затраты не должны превышать 1% выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) и суммы доходов от аренды (иного возмездного или безвозмездного пользования имуществом) с учетом налога на добавленную стоимость.
С 1 января 2019 г. вступила в действие новая редакция Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК). В новом НК изменилась нумерация многих глав и статей. Порядок обложения налогом на прибыль теперь содержится в гл. 16 НК. В данной статье приведены основные изменения по налогу на прибыль.
Так, с текущего года выручка, затраты и НДС, исчисленный по безвозмездной передаче, при налогообложении прибыли не учитываются и в декларации не отражаются.
Увеличены размеры инвестиционного вычета (ИВ) по зданиям и сооружениям и передаточным устройствам – до 15%, по машинам и оборудованию, транспортным средствам - до 30% их первоначальной стоимости (ч. 2 подп. 2.2 п. 2 ст. 170 НК).
С 2019 года снято ограничение по применению ИВ к зданиям, предназначенным и (или) используемым для общественного питания.
С 2019 года затратам посвящено пять статей НК (ст. 169, 170, 171, 172, 173 НК). Введена классификация затрат, учитываемых при налогообложении. К ним относятся (ст. 169 НК):
- затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (ст. 170 НК). К этой группе относятся только затраты, которые прямо или косвенно связаны с производством и реализацией. Перечня таких затрат нет;
- нормируемые затраты (ст. 171 НК). По этой группе затрат приводится перечень (п. 1 ст. 171 НК). Также определен перечень прочих затрат, входящих в состав нормируемых затрат (п. 1.7 и 2 ст. 171 НК). Перечни являются закрытыми.
К нормируемым отнесены и затраты по контролируемой задолженности (п. 1.5 ст. 171 НК). Порядок их ограничения определен в ст. 172 НК.
Перечень не учитываемых при налогообложении затрат приводится в ст. 173 НК
О нормируемых затратах будет изложено в следующей статье.
Изменена дата отражения штрафов (неустоек, пеней) в составе внереализационных доходов (расходов).
Плательщикам предоставлено право учитывать причитающиеся к получению (уплате) штрафы на дату, определенную учетной политикой: по начислению или по факту получения (уплаты) (подп. 3.5 ст. 174 и подп. 3.1 ст. 175 НК). Новые правила НК распространяются на штрафы, начисляемые в бухучете с 01.01.2019.
Установлен порядок отражения резервов по сомнительным долгам. С 2019 года в состав внереализационных расходов включаются резервы по сомнительным долгам, созданные по результатам инвентаризации на последнее число отчетного (налогового) периода возникшей в связи с реализацией дебиторской задолженности, не погашенной в установленный срок, но не более 5% выручки, и исчисленные в следующем порядке (подп. 3.48 ст. 175 НК):
- полная сумма сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней;
- 50% от суммы сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно).
Суммы по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 календарных дней в резерв не включаются.
Установлены новые ставки налога на прибыль.
Для организаций, включенных в реестр микрофинансовых организаций, установлена ставка 25% по прибыли, полученной от регулярного предоставления микрозаймов физическим лицам под залог движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования (п. 5 ст. 184 НК).
По дивидендам, кроме ставки 12%, дополнительно введены еще две ставки (п. 7 и 8 ст. 184 НК):
6% - если в течение трех предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации - резидентами Республики Беларусь;
0% - если в течение пяти предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации - резидентами Республики Беларусь.
По контролируемой задолженности внесены изменения в состав лиц, перед которыми задолженность подлежит контролю, в порядок признания взаимозависимости лиц, в состав задолженности, которая подлежит контролю, в перечень затрат (расходов), подлежащих ограничению, в порядок расчета соотношения собственного капитала и контролируемой задолженности и в порядок расчета коэффициента капитализации.
ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ: ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В 2019 ГОДУ?
Так, с 2019 года увеличены размеры стандартных вычетов
Кому положен вычет |
Размер вычета (руб.) |
|
2019 |
2018 |
|
Плательщикам |
110 |
102 |
если размер дохода, подлежащего налого-обложению, не превышает |
||
665 |
620 |
|
Родителям на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца |
32 |
30 |
Вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю - на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца |
61 |
57 |
Родителям, имеющим двух и более детей до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, - на каждого ребенка |
||
Плательщикам, указанным в подп. 1.3 ст. 209 НК-2019 (инвалидам I и II группы, инвалидам с детства, "афганцам", отдельным категориям "чернобыльцев" и др.) |
155 |
144 |
Отменен годовой предел социального вычета на страхование (ч. 1 подп. 1.2 ст. 210 НК-2019). В 2018 году он составлял 3164 руб.
Для целей применения имущественного вычета на строительство (приобретение) жилья к членам семьи плательщика теперь отнесены и дети, состоящие в браке (ч. 1 подп. 1.1 ст. 211 НК-2019).
Закреплена возможность предоставления имущественного вычета в сумме расходов на газификацию при строительстве жилого дома.
Увеличены годовые предельные размеры доходов, освобождаемых от налогообложения:
Доходы, освобождаемые от подоходного налога |
Предельные размеры (руб.) |
|
2019 |
2018 |
|
Доходы, которые не являются вознаграждением за исполнение трудовых и иных обязанностей (включая матпомощь, подарки, призы, путевки): |
||
- полученные по месту основной работы (службы, учебы) (кроме нижеуказанных иных доходов) (п. 23 ст. 208 НК-2019) |
1984 |
1847 |
- полученные от профсоюзных организаций членами этих организаций (кроме нижеуказанных иных доходов) (п. 38 ст. 208 НК-2019) |
397 |
370 |
- полученные от других организаций и ИП (кроме нижеуказанных иных доходов) (п. 23 ст. 208 НК-2019) |
131 |
122 |
Иные доходы |
||
Стоимость путевок в белорусские санаторно-курортные и оздоровительные организации, приобретенных для детей до 18 лет, оплаченных или возмещенных за счет средств белорусских организаций или ИП (п. 14 ст. 208 НК-2019) |
833 |
776 |
Страховые взносы белорусским страховым организациям, уплаченные за плательщиков организациями (или ИП), являющимися местом их основной работы (службы, учебы), а также за пенсионеров, ранее работавших у них (п. 24 ст. 208 НК-2019) |
3398 |
3164 |
Безвозмездная (спонсорская) помощь, поступившие на благотворительный счет банка пожертвования, полученные инвалидами, несовершеннолетними детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 29 ст. 208 НК-2019) |
13128 |
12223 |
Доходы, полученные от физлиц по договорам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, в результате дарения и в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно, освобождаются от подоходного налога в пределах 6569 руб. за год (в 2018 г. - 6116 руб.).
Введены пониженные ставки подоходного налога в отношении дивидендов. Так, в случае, если прибыль организации не распределялась между участниками (акционерами) - резидентами Республики Беларусь:
- в течение 3 предшествующих календарных лет последовательно, - применяется ставка 6%;
- в течение 5 предшествующих календарных лет последовательно, - применяется ставка 0%.
Увеличен срок, в течение которого налоговый агент вправе удержать у плательщика неудержанную сумму подоходного налога, - с 3 до 5 лет со дня выплаты такого дохода (ч. 1 п. 5 ст. 216 НК-2019, п. 4 ст. 181 НК-2018).
Увеличен срок, за который плательщик имеет право на зачет или возврат излишне удержанного подоходного налога, - с 3 до 5 лет со дня уплаты в бюджет такого налога (п. 1 ст. 223 НК-2019, п. 4 ст. 181 НК-2018).
В соответствии с пунктом 5 Перечня контролирующих (надзорных) органов и (или) сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяются) контрольные списки вопросов (чек-листы), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.12.2012 № 1147, за Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь закреплены следующие сферы контроля, в которых применяются чек-листы:
контроль за деятельностью в сфере игорного бизнеса и соблюдением законодательства при осуществлении деятельности в этой сфере;
контроль за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборот табачного сырья.
С целью повышения правовой осведомленности субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сферах: игорного бизнеса, производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборота табачного сырья, о подлежащих соблюдению актуальных требованиях нормативных правовых актов, информируем о наличии возможности самостоятельного заполнения контрольного списка вопросов (чек-листа) с целью проведения самоконтроля.
Формы контрольных списков вопросов (чек-листов), применяемых налоговыми органами, утверждены приказом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15.04.2013 № 32 «Об установлении форм контрольных списков вопросов (чек-листов) и признании утратившим силу приказа Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 118» и размещены на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по электронному адресу: http://www.nalog.gov.by/ru/kontrol-za-otd-gruppami-tovarov/.
Обращаем внимание плательщиков на то, что обязанность представления контрольного списка вопросов (чек-листа) в адрес налоговых органов без его требования в рамках законодательства отсутствует.В соответствии с пунктом 3 статьи 337 Налогового кодекса Республики Беларусь не требуется регистрация в качестве индивидуальных предпринимателей физическим лицам, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, осуществляющим деятельность по реализации продукции цветоводства, ТОЛЬКО на торговых местах и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах.
Физические лица, которые планируют осуществлять указанный вид деятельности, обязаны до начала осуществления деятельности подать в налоговый орган письменное уведомление или уведомление через личный кабинет плательщика с указанием видов деятельности, которые они предполагают осуществлять, видов товаров, формы оказания услуг, а также периода осуществления деятельности и места осуществления деятельности.
На основании поданного уведомления налоговый орган произведет расчет суммы единого налога, подлежащей уплате.
Физическое лицо, до начала осуществления деятельности, обязано уплатить единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц по установленным ставкам:
при осуществлении деятельности по Брестской области:
- в г. Бресте - в размере 52,92 руб.,
- в г. Барановичи и г. Пинске – в размере 50,67 руб.,
- в других населенных пунктах – в размере 29,28 руб. за месяц.
Обращаем внимание, что физические лица в рамках заявительного принципа могут реализовывать на торговых местах и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах, как самостоятельно выращенные цветы, так и приобретенные для реализации.
Подробную информацию по вопросу уплаты единого налога можно получить в Управлении по работе с плательщиками по Малоритскому району – г. Малорита, ул. Красноармейская, 1 (кабинет 33) или по телефону 2-17-76.
Налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу с физических лиц (далее – налоговая декларация) ОБЯЗАНЫ представить физические лица, получившие в 2018 году следующие доходы:
2-го и более автомобиля, технически допустимая общая масса которого не превышает 3 500 кг и число сидячих мест которого, помимо сиденья водителя, не превышает восьми, или другого механического транспортного средства;
любого автомобиля, технически допустимая общая масса которого превышает 3 500 кг (например, грузового автомобиля);
любого автомобиля, число сидячих мест которого, помимо сиденья водителя, превышает восемь (например, автобуса).
в течение 2013 – 2018 гг. (пяти последних лет) более одной квартиры, более одного жилого дома с хозяйственными постройками (при их наличии), более одной дачи, более одного садового домика с хозяйственными постройками (при их наличии), более одного гаража, более одного машино-места, более одного земельного участка, принадлежащих физическому лицу на праве собственности (доли в праве собственности на указанное имущество).
в течение 2018 года одного и более объектов недвижимости, не относящихся к квартире, жилому дому с хозяйственными постройками (при их наличии), даче, садовому домику с хозяйственными постройками (при их наличии), гаражу, машино-месту, земельному участку. К таким объектам, например, относятся торговые, офисные и административные помещения.
Исключение составляют случаи получения доходов от близких родственников и лиц, состоящих между собой в отношениях свойства, освобождаются от подоходного налога независимо от размера полученного в результате дарения дохода.
Налоговую декларацию обязаны представлять физические лица, признанные в 2018 году налоговыми резидентами Республики Беларусь (фактически находившиеся в течение 2018 года более 183 дней на территории Республики Беларусь), получившие в 2018 году доходы из-за или за границей.
Примером доходов, полученных из-за или за границей могут являться следующие доходы: от работы по найму (контракту); от продажи акций или иных ценных бумаг; от продажи долей в уставных фондах иностранных организаций; в виде процентов по счетам (вкладам) в иностранных банках; полученные в дар от иностранных граждан и др.
Способы представления налоговой декларации: лично, путем посещения налоговой инспекции; по почте, в виде почтового отправления с описью вложения; передача с помощью программных и технических средств через личный кабинет плательщика (для получения доступа к сервису «Личный кабинет плательщика» достаточно получить логин и пароль в любой инспекции МНС); уполномоченным представителем физического лица (по доверенности); законным представителем физического лица.
Подоходный налог, исчисленный налоговым органом, на основании представленной физическим лицом налоговой декларации за 2018 год, подлежит уплате в бюджет по сроку не позднее 3 июня 2019 года.
Налоговая декларация за 2018 год представляется физическими лицами по сроку не позднее 1 апреля 2019 года.
Прием налоговых деклараций осуществляется по адресу: г. Малорита, ул. Красноармейская, 1, каб.46 в понедельник, четверг - с 8.00 до 19.00, во вторник, среду, пятницу - с 8.00 до 13.00, с 14.00 до 17.00, а также в выходные дни (субботу) 23 и 30 марта 2019 года с 9.00 до 13.00.
Дополнительную информацию можно получить по телефону 23382.
Согласно пункту 1 статьи 113 Налогового кодекса Республики Беларусь в редакции Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 N 159-З "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь" (далее - НК) плательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав признаются:
- индивидуальные предприниматели, применяющие общий порядок налогообложения, если сумма определяемых в порядке, установленном статьей 205 НК, выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и доходов в виде операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)) имущества нарастающим итогом с начала года превысит 420 000 рублей без учета налогов и сборов, исчисляемых из выручки (подп. 1.1 п. 1 ст. 113 НК);
- индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, если сумма определяемых в порядке, установленном статьей 205 НК, нарастающим итогом с начала года превысит 420 000 рублей без учета налогов и сборов, исчисляемых из выручки (подп. 1.2 п. 1 ст. 113 НК);
- индивидуальные предприниматели независимо от возникновения обстоятельств, указанных в подпунктах 1.1 и 1.2 пункта 1 статьи 113 НК, если ими принято решение об уплате НДС и подано в налоговый орган по месту постановки на учет уведомление о принятом решении (подп. 1.3 п. 1 ст. 113 НК).
В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 N 159-З "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь" индивидуальные предприниматели, признанные в 2018 году плательщиками НДС по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, у которых на 1 января 2019 года не истекло двенадцать последовательных календарных месяцев начиная с месяца возникновения обязательств по исчислению и уплате НДС, с 1 января 2019 года не признаются плательщиками указанного налога. Если сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и доходов в виде операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)) имущества нарастающим итогом с начала 2019 года не превысит 420 000 рублей без учета налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, то такие индивидуальные предприниматели вправе и дальше работать без НДС.
Кроме того, указанные индивидуальные предприниматели вправе принять решение об уплате НДС в 2019 году и предоставление уведомления о принятом решении работать дальше с НДС не требуется.
Принявшие решение об уплате НДС и представившие уведомление (произвольной формы) о принятом решении в январе 2019 года признаются плательщиками НДС по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в отношении всех объектов налогообложения начиная с 1 января 2019 года и до окончания налогового периода (до 31.12.2019).
Следовательно, индивидуальные предприниматели, не представившие уведомления о принятом решении, не признаются плательщиками НДС и в случае предъявления индивидуальным предпринимателем (продавцом) в электронных счетах-фактурах и первичных учетных документах с 1 января 2019 года сумм НДС эти суммы НДС будут являться излишне предъявленными. В соответствии с подпунктом 7.1 пункта 7 статьи 129 НК такие суммы НДС подлежат исчислению и уплате в бюджет этим продавцом, если иное не установлено подпунктом 7.2 указанного пункта.
ВНИМАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ - ПЛАТЕЛЬЩИКОВ ЕДИНОГО НАЛОГА!
Министерство по налогам и сборам информирует, что в соответствии с пунктами 7, 9 статьи 4 Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 N 159-З "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь" индивидуальные предприниматели - плательщики единого налога, у которых в 2018 году отчетным периодом по данному налогу являлся календарный месяц, налоговые декларации (расчеты) по единому налогу в налоговый орган представляют:
- за январь, февраль, март 2019 года - ежемесячно не позднее 1-го числа каждого месяца I квартала 2019 года (с учетом установленного законодательством переноса срока представления налоговой декларации (расчета), если он выпадает на выходной день);
- за отчетные периоды начиная со второго квартала 2019 года - ежеквартально. При этом единый налог подлежит уплате не позднее 1-го числа каждого календарного месяца отчетного квартала, в котором будет осуществляться деятельность.
Исчисление и уплата единого налога индивидуальными предпринимателями производятся:
- за январь 2019 года - по ставкам, установленным решениями областных и Минского городского Советов депутатов, действовавшими в декабре 2018 года;
- за февраль 2019 года - декабрь 2020 года - по наименьшим ставкам, определяемым исходя из ставок, установленных решениями областных и Минского городского Советов депутатов, действовавшими в декабре 2018 года, либо из ставок, установленных в приложении 24 к Налоговому кодексу с учетом новых принятых областными и Минским городским Советами депутатов решений (при их принятии);
- в отношении нового вида деятельности (иные виды услуг и работ), по которому ставка единого налога в 2018 году не была установлена, - по ставкам, установленным в приложении 24 к Налоговому кодексу с учетом новых принятых областными и Минским городским Советами депутатов решений (при их принятии). Консультации по тел. 80162-27736.
С 1 января 2019 г. вступила в силу новая редакция Налогового кодекса. Рассмотрим основные изменения в порядке исчисления единого налога с ИП и иных физлиц.
Изменение отчетного периода для ИП
Отчетным периодом единого налога для ИП стал календарный квартал, в котором осуществляется деятельность (ч. 2 ст. 341 НК-2019). В 2018 году для ИП отчетным периодом признавался календарный месяц или для определенных ИП по их выбору - календарный квартал (ст. 296-1 НК-2018).
На заметку
ИП, у которых в 2018 году отчетным периодом единого налога был месяц, в I квартале 2019 года представляют налоговые декларации по налогу ежемесячно за январь, февраль, март не позднее 1-го числа каждого месяца (подп. 7.1 п. 7 ст. 4 Закона от 30.12.2018 N 159-З).
Возможность выбора иного порядка налогообложения для ИП
В 2018 году при осуществлении видов деятельности, облагаемых единым налогом, ИП не имели права применять иной порядок налогообложения (подп. 1.2 - 1.41 п. 1, ч. 1 п. 2 ст. 296 НК).
Исключение было установлено для ИП, осуществляющих розничную торговлю определенными товарами. Такие ИП применяли другие системы налогообложения при условии, что единый налог за отчетный период не был уплачен. В случае уплаты этого налога ИП не могли перейти на иную систему налогообложения до конца текущего налогового периода (подп. 1.1 п. 1, ч. 2 п. 2 ст. 296 НК).
Согласно новой редакции кодекса с 2019 года ИП, осуществляющие виды деятельности, подлежащие обложению единым налогом, вправе применять иной порядок налогообложения (п. 5 ст. 336 НК-2019).
На заметку
Если же ИП уплатят единый налог за отчетный период текущего налогового периода, то они обязаны до окончания этого налогового периода применять избранный порядок налогообложения (п. 2 ст. 337 НК-2019).
Вместе с тем в случае уплаты единого налога за январь 2019 г. ИП будут иметь возможность перейти с 01.01.2019 на иной режим налогообложения (УСН или общий порядок). Так, ИП смогут перейти на УСН при одновременном соблюдении двух условий. Во-первых, их валовая выручка за январь - сентябрь 2018 г. не должна превышать 152 000 рублей, во-вторых, уведомление о переходе на УСН должно быть представлено в ИМНС по месту постановки на учет не позднее 31.01.2019 (ч. 1, 2 п. 8 ст. 4 Закона от 30.12.2018 N 159-З).
На заметку
ИП, уплатившие за январь 2019 г. единый налог и перешедшие с 01.01.2019 на иной порядок налогообложения, вносят изменения или дополнения в налоговую декларацию по единому налогу за январь 2019 г. или за I квартал 2019 года не позднее 31.01.2019 (ч. 3 п. 8 ст. 4 Закона от 30.12.2018 N 159-З).
Новый порядок установления ставок налога
В прежней редакции НК был указан диапазон базовых ставок единого налога для ИП и физлиц. Местные Советы депутатов, в свою очередь, устанавливали ставки за месяц в пределах базовых ставок в зависимости от видов деятельности, групп реализуемых товаров и иных условий (ст. 298 НК-2018).
С 2019 года размер ставок единого налога за месяц для ИП и физлиц установлен НК. Областным и Минскому городскому Советам депутатов предоставлено право их уменьшения, но не более, чем в 2 раза. В случае изменения ставок единого налога они применяются при исчислении налога, срок уплаты которого наступает после вступления в силу соответствующих решений местных органов власти (ст. 339 НК-2019).
Кроме того, установлен особый порядок применения ставок при исчислении единого налога на период с января 2019 г. по декабрь 2020 г. Так, ИП и физлица исчисляют и уплачивают единый налог за январь 2019 г. по ставкам, установленным решениями местных органов власти, действовавшими в декабре 2018 г. При исчислении налога за февраль 2019 г. - декабрь 2020 г. применяются наименьшие ставки из ставок, установленных решениями местных органов власти, действовавшими в декабре 2018 г., либо из ставок, установленных в соответствии с НК-2019. Если в декабре 2018 г. в отношении осуществляемого вида деятельности ставки не были установлены, то единый налог уплачивается исходя из ставок, установленных в НК-2019 (п. 9 ст. 4 Закона от 30.12.2018 N 159-З).
Изменение перечня объектов налогообложения для ИП
Внесены дополнения и изменения в перечень объектов налогообложения для ИП. Например, в число объектов налогообложения включена розничная торговля следующими товарами (подп. 1.2.5 п. 1 ст. 337 НК-2019):
- одеждой из натуральной кожи (пальто, полупальто, куртки, блейзеры, жакеты, жилеты, пиджаки, плащи, костюмы);
- коврами и ковровыми изделиями;
- сложными бытовыми электротоварами (кроме электрохолодильников бытовых и морозильников, машин стиральных бытовых).
Дополнен порядок применения льгот
Согласно новой редакции НК не вправе применять льготы при исчислении единого налога в отношении услуги по предоставлению жилых помещений, садовых домиков, дач для краткосрочного проживания. В отношении данного вида деятельности льготы не применяются (п. 6 ст. 340 НК-2019).