Решили оказывать парикмахерские, косметические и (или) услуги по маникюру и педикюру (далее – парикмахерские услуги)? С 22.10.2017 регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (далее – ИП) для этого необязательно. Разберемся, что нужно сделать, чтобы заниматься парикмахерскими услугами легально и без открытия ИП.
Чтобы оказывать такие услуги не нарушая закон, нужно прежде всего определить, что к ним относится. Так, под парикмахерскими услугами понимается предоставление услуг:
- по уходу за волосами: мытье волос, подравнивание, стрижка, окраска, завивка и т.п. (парикмахерские услуги);
- уходу за кожей и ногтями рук и ног (услуги по маникюру, педикюру);
- уходу за кожей лица, шеи, декольте, тела и волосистой частью головы: массаж лица, нанесение различных масок, удаление волос и т.п. (косметические услуги);
- визажу: нанесение макияжа, подбор подходящей декоративной косметики и т.п.;
Обращаем внимание, что к парикмахерским услугам не относятся, в частности, татуировка, пирсинг, нательная живопись, косметические операции по удалению морщин, изготовление париков.
На заметку! Все вышеуказанные виды деятельности должны осуществляться физическими лицами самостоятельно без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам и работать только для личных, бытовых и семейных нужд физических лиц. Другими словами, работать с юридическими лицами (ИП) без открытия ИП не допускается.
Физические лица, которые планируют осуществлять вышеперечисленные виды деятельности, обязаны до начала осуществления деятельности подать в налоговый орган по месту жительства уведомление, в котором указать:
- виды деятельности, которые планируется осуществлять;
- период, в течение которого вы собираетесь ею заниматься;
- место осуществления деятельности.
На основании поданного уведомления налоговый орган произведет расчет суммы единого налога, подлежащей уплате. Физическое лицо, прежде чем приступить к началу осуществления деятельности, обязано уплатить единый налог по установленным ставкам. Размер ставок единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц установлен решением Брестского областного Совета депутатов № 285 от 22.09.2017 и составляет 23,00 рубля в месяц.
При уплате единого налога предусмотрены льготы, в частности для пенсионеров по возрасту, инвалидов, родителей (усыновителей) в многодетных семьях с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет, плательщиков, воспитывающих детей – инвалидов в возрасте до 18 лет. Ставка налога в этом случае будет понижена на 20 %.
Самозанятые граждане не обязаны уплачивать взносы в ФСЗН. Они вправе делать это добровольно.
Подробную информацию по вопросу уплаты единого налога можно получить в Управлении по работе с плательщиками по Малоритскому району – каб. 33 или по телефону 2 17 76.
С 8 июля 2018 г. продлеваются сроки установки СКНО для организаций и индивидуальных предпринимателей (ИП), за исключением:
- торгующих топливом, иными товарами и оказывающих услуги на АЗС;
- осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров автомобилями-такси;
- осуществляющих продажу товаров в торговом объекте с торговой площадью 650 кв. м и более.
Также не изменились сроки установки СКНО для организаций, осуществляющих оформление проезда и оказание услуг на железнодорожном транспорте общего пользования.
В частности, для организаций увеличена продолжительность отсрочки, в течение которой можно использовать КСА без СКНО при условии заключения договора на установку СКНО. Даты, до которых требуется заключить такой договор, не изменились (абз. 12 подп. 1.1 п. 1, п. 2 Постановления №514/9, абз. 6 ч. 1 подп. 2.6 Постановления № 924/16 в ред. от 25.05.2018).
Организации, которые осуществляют продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) |
Дата, до которой нужно заключить договор на установку СКНО |
Старые сроки |
Новые сроки |
||
Срок отсрочки |
Дата, с которой необходимо использовать КСА со СКНО с учетом отсрочки |
Срок отсрочки |
Дата, с которой необходимо использовать КСА со СКНО с учетом отсрочки |
||
В городах областного подчинения и г. Минске |
01.02.2018 |
6 месяцев |
01.08.2018 |
15 месяцев |
01.05.2019 |
В городах районного подчинения |
01.06.2018 |
01.12.2018 |
01.09.2019 |
||
На всей остальной территории республики |
01.07.2018 |
01.01.2019 |
01.10.2019 |
Для ИП на более позднее время перенесены даты, до которых нужно заключить договоры на установку СКНО. Однако уменьшена продолжительность отсрочки (абз. 5 и 13 подп. 1.1 п. 1, п. 2 Постановления № 514/9, абз. 7 ч. 1 подп. 2.6 Постановления № 924/16 в ред. от 25.05.2018).
ИП, которые осуществляют продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) |
Старые сроки |
Новые сроки |
||||
Дата, до которой нужно заключить договор на установку СКНО |
Срок отсрочки |
Дата, с которой необходимо использовать КСА со СКНО с учетом отсрочки |
Дата, до которой нужно заключить договор на установку СКНО |
Срок отсрочки |
Дата, с которой необходимо использовать КСА со СКНО с учетом отсрочки |
|
В городах областного подчинения и г. Минске |
01.12.2018 |
4 месяца |
01.04.2019 |
01.09.2019 |
2 месяца |
01.11.2019 |
В городах районного подчинения |
01.01.2019 |
01.05.2019 |
01.10.2019 |
01.12.2019 |
||
На всей остальной территории республики |
01.02.2019 |
01.06.2019 |
01.11.2019 |
01.01.2020 |
Разрешено использовать КСА без СКНО без учета срока
регистрации в налоговом органе
С 1 июля 2018 г. на 1 января 2020 г. перенесен срок замены кассового оборудования, по которому истек шестилетний срок с даты его первой регистрации в налоговом органе. Касается это КСА без СКНО. Данный перенос позволит субъектам хозяйствования использовать КСА, зарегистрированные в налоговом органе позднее 6 лет, до момента установки на них СКНО (абз. 2 подп. 1.1 п. 1, п. 2 Постановления №514/9, подп. 2.4 п. 2 Постановления №924/16 в ред. от 31.07.2017).
Прием денег при розничной продаже товаров
медработниками на селе
Медицинским работникам государственных организаций здравоохранения или их структурных подразделений, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптеки, разрешено принимать деньги без использования КСА при осуществлении розничной торговли не только лекарственными средствами, но и иными товарами. Изменение вступает в силу с 8 июля 2018 г. (абз. 5 и 6 подп. 1.2 п. 1, п. 2 Постановления №514/9, подп. 35.18 п. 35 Положения №924/16 в ред. от 25.05.2018).
Физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, уплачивают единый налог при осуществлении следующих видов деятельности:
- реализация изготовленных этими физическими лицами хлебобулочных и кондитерских изделий, готовой кулинарной продукции;
- реализация котят и щенков при условии содержания домашнего животного (кошки, собаки);
- реализация на торговых местах и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах произведений живописи, графики, скульптуры, изделий народных художественных ремесел, созданных этими физическими лицами, продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады, животных (за исключением котят и щенков);
- услуги по содержанию, уходу и дрессировке домашних животных, кроме сельскохозяйственных животных;
- предоставление принадлежащих на праве собственности физическому лицу иным физическим лицам жилых помещений, садовых домиков, дач для краткосрочного проживания;
– выполнение работ, оказание услуг по дизайну интерьеров, графическому дизайну, оформлению (украшению) автомобилей, внутреннего пространства капитальных строений (зданий, сооружений), помещений, иных мест, а также моделирование предметов оформления интерьера, текстильных изделий, мебели, одежды и обуви, предметов личного пользования и бытовых изделий;
- оказание услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции;
- предоставление услуг по дроблению зерна, выпас скота;
- репетиторство (консультативные услуги по отдельным учебным предметам (предметам), учебным дисциплинам (дисциплинам), образовательным областям, темам, в том числе помощь в подготовке к централизованному тестированию);
- чистка и уборка жилых помещений;
- уход за взрослыми и детьми, стирка и глаженье постельного белья и других вещей в домашних хозяйствах граждан, выгул домашних животных и уход за ними, закупка продуктов, мытье посуды и приготовление пищи в домашних хозяйствах граждан, внесение платы из средств обслуживаемого лица за пользование жилым помещением и жилищно-коммунальные услуги, кошение трав на газонах, уборка озелененной территории от листьев, скошенной травы и мусора, сжигание мусора;
- музыкально-развлекательное обслуживание свадеб, юбилеев и прочих торжественных мероприятий; деятельность актеров, танцоров, музыкантов, исполнителей разговорного жанра, выступающих индивидуально; предоставление услуг тамадой;
- фотосъемка, изготовление фотографий;
- видеосъемка событий;
- деятельность, связанная с поздравлением с днем рождения, с праздниками независимо от места их проведения;
- деятельность по копированию, подготовке документов и прочая специализированная офисная деятельность;
- деятельность по письменному и устному переводу;
- предоставление услуг, оказываемых при помощи автоматов для измерения веса, роста;
- ремонт швейных, трикотажных изделий и головных уборов, кроме ремонта ковров и ковровых изделий;
– ремонт часов, обуви;
– ремонт и восстановление, включая перетяжку, домашней мебели из материалов заказчика;
– сборка мебели;
– настройка музыкальных инструментов;
– распиловка и колка дров, погрузка и разгрузка грузов;
– производство одежды (в том числе головных уборов) и обуви из материалов заказчика;
– штукатурные, малярные, стекольные работы, работы по устройству покрытий пола и облицовке стен, оклеивание стен обоями, кладка (ремонт) печей и каминов;
– оказание услуг по разработке веб-сайтов, установке (настройке) компьютеров и программного обеспечения, восстановлению компьютеров после сбоя, ремонт, техническое обслуживание компьютеров и периферийного оборудования, обучение работе на персональном компьютере;
– парикмахерские и косметические услуги, а также услуги по маникюру и педикюру.
Обращаем внимание, что все вышеуказанные виды деятельности должны осуществляться физическими лицами самостоятельно без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.
До начала осуществления деятельности необходимо:
1. стать на учет в налоговом органе по месту регистрации;
2. представить в налоговый орган по месту регистрации уведомление произвольной формы о планируемой к осуществлению деятельности;
3. при наличии права на использование льготы по единому налогу одновременно с уведомлением представить в налоговый орган по месту жительства документы, подтверждающие такое право;
4. произвести уплату единого налога, сумму которого рассчитает налоговый орган на основании уведомления.
Дополнительную информацию можно получить в Управлении по работе с плательщиками по Малоритскому району – каб. 33 или по телефону 2 17 76.
Налоговыми органами проводятся контрольные мероприятия, направленные на выявление нарушений законодательства о труде и занятости населения в части оформления нанимателями трудовых отношений и обеспечения государственного социального страхования работников, а также фактов выплаты физическим лицам доходов без отражения в учете ("в конверте") и уплаты налогов, в том числе зарплаты.
При проведении выездных проверок проводятся опросы работников (в том числе и уволенных), в ходе которых выясняются порядок оформления трудовых отношений и фактический размер полученной заработной платы.
Нередки случаи, когда граждане сами обращаются в налоговую инспекцию или другие государственные органы по поводу претензий по выплате заработка. В ходе проверки подтверждаются факты выплат заработной платы в больших размерах, чем она отражена в документах нанимателя. Бывает и такое, что люди и вовсе работают нелегально (без заключения трудового договора).
В случае установления нарушений для привлечения к административной ответственности виновных лиц собранные доказательства направляются в органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Кобринский межрайонный отдел Брестского областного управления Департамента государственной инспекции труда, Кобринский районный отдел Брестского областного управления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Прокуратуру Кобринского района Брестской области.
Так, в ходе проведения контрольных мероприятий в 2017 году выявлено 4 факта выплаты заработной платы при отсутствии оформленных в письменной форме трудовых отношений. У трех индивидуальных предпринимателей и одной организации установлена выплата заработной платы «в конверте» на общую сумму 4485,00 руб. Дополнительно предъявлено к уплате в бюджет подоходного налога с физических лиц на сумму 583,05 руб., пеней - на сумму 99,65 руб., штрафов - на сумму 460,00 руб.
Кобринским отделом ФСЗН начислены отчисления в размере 35% от данной заработной платы, а районным отделом инспекции труда к виновным лицам также были применены меры ответственности.
Кроме того, установлена сокрытая от налогообложения заработная плата, полученная директором в размере 105825,62 руб. под видом возмещения расходов по авансовым отчетам. По акту проверки уплачено в бюджет подоходного налога в сумме 13757,33 руб. и пени в сумме 3534,24 руб.
Следует подчеркнуть, что зарплата "в конвертах" - это нарушение действующего законодательства, т.к. основными источниками для ее выплаты являются сокрытая выручка, денежные доходы, полученные от незаконных финансовых операций и незаконной предпринимательской деятельности. В результате чего бюджет не дополучает налогов, а работники лишаются социальных гарантий (пособий по нетрудоспособности, достойных пенсий).Налоговое законодательство предоставляет плательщикам подоходного налога право на применение ряда льгот. В частности, при определении налоговой базы подоходного налога плательщики могут претендовать на уменьшение доходов, подлежащих обложению, на сумму произведенных расходов, связанных со строительством индивидуального жилого дома.
В связи с поступающими вопросами о применении имущественного налогового вычета по расходам, направленным на газификацию жилого дома, налоговая инспекция сообщает следующее
Расходы по газификации одноквартирного жилого дома, фактически произведенные физическим лицом, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и осуществляющим строительство такого дома на территории Республики Беларусь, в том числе расходы на оплату стоимости проектирования и строительства газопровода-отвода и внутридомовой системы газоснабжения, включая приобретение газового отопительного котла и его комплектующих частей, относятся к расходам на строительство одноквартирного жилого дома и подлежат включению в состав имущественного налогового вычета, установленного подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 166 Налогового Кодекса Республики Беларусь.
Обращаем внимание, что ранее Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь разъясняло о не применении имущественного налогового вычета по расходам, понесенным на газификацию, на основании письма Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 02.06.2014 № 02-2-08/4218. Однако Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь в письме от 22.01.2018 № 03-1-03/997 сообщило, что не следует руководствоваться вышеуказанным письмом.
Следует отметить, что и по расходам, понесенным на газификацию в предшествующие периоды, плательщики имеют право на имущественный вычет.
В связи с возникающими вопросами плательщиков: необходимо ли корректировать налоговые вычеты при списании кредиторской задолженности по приобретенным товарам, работам, услугам, инспекция МНС по Кобринскому району разъясняет следующее.
Налоговые вычеты и порядок их применения с учетом их ограничений определены в статье 107 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК).
Согласно пунктом 6-1 статьи 107 НК предъявленные плательщику суммы налога на добавленную стоимость (далее – НДС) подлежат вычету при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав независимо от даты проведения расчетов за них после их отражения в бухгалтерском учете и книге покупок в случае, если ведение книги покупок осуществляется плательщиком, если иное не установлено настоящей главой.
Ограничения права на вычет сумм «входного» НДС перечислены в пункте 19 статьи 107 НК. Рассматриваемый случай не приведен в данном пункте.
Таким образом, действующим законодательством запретов на вычет или требований каким-либо образом восстанавливать (корректировать) суммы НДС при списании кредиторской задолженности не предусмотрено.
Строительные работы довольно востребованы у населения. Если вы рассматриваете вопрос о легальной работе, обратите внимание на следующие моменты. |
Что можно делать?
Не регистрируя ИП, вы можете выполнять следующие виды работ:
1. Кладку (ремонт) печей и каминов.
2. Устройство покрытий пола и облицовку стен.
3. Отделочные работы:
- штукатурные,
- малярные,
- стекольные,
- оклеивание стен обоями.
Другие строительные работы, например электромонтажные, сантехнические, устройство потолков, нельзя выполнять без регистрации ИП.
Указанные работы могут выполняться без регистрации ИП при одновременном выполнении следующих условий:
1) вы не являетесь иностранцем, который временно проживает и временно пребывает в Беларуси;
2) осуществляете работы сами, не привлекая иных лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам;
3) выполняете работы не для юридических, а для физических лиц, т.е. граждан;
4) выполняя работы, удовлетворяете исключительно их личные, бытовые, семейные и иные нужды, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
ИП являются физическими, а не юридическими лицами. Вы можете выполнять строительные работы и для них. Это возможно при одном условии: это нужды, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, например ремонт в квартире, где он живет.
Обратите внимание, что на отношения между самозанятым строителем и гражданами, для которых он выполняет работы, пока не распространяет свое действие законодательство о защите прав потребителей, поскольку лица, не имеющие статуса ИП, не указаны в числе возможных исполнителей.
Размер ставок единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц установлен решением Брестского областного Совета депутатов № 285 от 22.09.2017.
До начала осуществления деятельности необходимо обратиться в налоговую инспекцию по месту регистрации. С собой нужно взять паспорт, а в налоговый орган написать уведомление, в котором указать:
- виды деятельности, которые планируется осуществлять;
- период осуществления деятельности;
- место ее осуществления.
Единый налог уплачивается до начала выполнения работ, его можно уплатить за месяц, квартал или год вперед. При уплате единого налога предусмотрены льготы, в частности для пенсионеров по возрасту, инвалидов, родителей (усыновителей) в многодетных семьях с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет, плательщиков, воспитывающих детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Ставка налога в этом случае будет понижена на 20%.
Самозанятые граждане не обязаны уплачивать взносы в ФСЗН. Они вправе делать это добровольно.
Дополнительную информацию можно получить в Управлении по работе с плательщиками по Малоритскому району – каб. 33 или по телефону 2 17 76.
Немаловажным направлением работы налоговых инспекций является осуществление ими административных процедур по заявлениям граждан. Перечень административных процедур по заявлениям граждан, утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200, из которого к компетенции налоговой инспекции относится десять. Управление по работе с плательщиками по Малоритскому району инспекции МНС по Кобринскому району осуществляет по заявлениям граждан следующие административные процедуры:
- 18.1 «Постановка на учет в налоговом органе»;
- 18.2 «Снятие с учета и постановка на учет в другом налоговом органе в случае изменения места жительства»;
- 18.3 «Зачет, возврат сумм налогов, сборов (пошлин), пеней»;
- 18.4 «Предоставление информации о наличии задолженности по налоговому обязательству»;
- 18.6 «Об уплате подоходного налога, земельного налога и налога на недвижимость»;
- 18.7 «Выдача справки о наличии или об отсутствии исполнительных листов и (или) иных требований о взыскании с лица задолженности по налогам»;
- 18.8 «Выдача справки об уплате (удержании) подоходного налога с физических лиц в целях избежания двойного налогообложения»;
- 18.9 «О постоянном местопребывании в Республике Беларусь»;
- 18.11 «Выдача справки о доходах для решения вопроса: о выдаче путевок (курсовок), о передаче ребенка (детей) на усыновление»;
- 18.17-1 «Выдача выписки из данных учета налоговых органов об исчисленных и уплаченных суммах налогов, сборов (пошлин), пеней».
Уместно отметить, что осуществление по заявлениям граждан административных процедур, не предусмотренных в перечне, запрещено.
Управление по работе с плательщиками по Малоритскому району инспекции МНС по Кобринскому району напоминает: прием граждан по осуществлению административных процедур осуществляется в рабочие дни с 800 до 1900 без перерыва на обед, консультацию можно получить по телефону «горячей линии» 2-17-76.
Подробная информация по осуществлению административных процедур в отношении граждан размещена на информационных стендах в здании управления по работе с плательщиками по Малоритскому району инспекции МНС по Кобринскому району (г. Малорита, ул. Красноармейская, д.1), региональной странице сайта МНС Республики Беларусь в сети Интернет (www.nalog.gov.by).