В целях развития торговли, общественного питания и бытовых услуг на территории сельской местности и малых городских поселений со средней численностью населения до 10 тыс. человек, а также создания дополнительных рабочих мест для граждан, проживающих на этих территориях, Указом Президента Республики Беларусь от 22.09.2017 №345 "О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания" (далее – Указ №345) на период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2022 г. установлен льготный порядок налогообложения для субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания на территории сельской местности и малых городских поселениях
Действие Указа распространяется на индивидуальных предпринимателей (далее – ИП) и юридических лиц, осуществляющих на территории сельской местности розничную торговлю в торговых объектах, на торговых местах на рынках, на ярмарках, общественное питание в объектах общественного питания, оказание бытовых услуг, а так же на индивидуальных предпринимателей и микроорганизации со средней численностью работников за месяц не более 15 человек, осуществляющих на территории малых городских поселений общественное питание в объектах общественного питания, оказание бытовых услуг.
Так, организации и ИП в части оборотов от реализации товаров (работ, услуг), возникающих от льготируемой деятельности, освобождаются от НДС. Организации исчисляют и уплачивают налог на прибыль по ставке 6% в части прибыли от реализации товаров (работ, услуг), полученной от такой деятельности. ИП - плательщики подоходного налога исчисляют данный налог по ставке 6% от доходов, полученных от льготируемой деятельности и уменьшенных на сумму налоговых вычетов. Ставка единого налога для ИП - плательщиков этого налога установлена в размере 1 базовой величины в месяц. При этом выручка от реализации, полученная при осуществлении указанной деятельности, освобождается от доплаты единого налога
Кроме того, в этот же период от налога на недвижимость освобождаются:
- расположенные в сельской местности капитальные строения (здания и строения), которые являются или их части являются торговыми объектами, объектами общепита, объектами бытового обслуживания;
- расположенные на территории малых городских поселений капитальные строения (здания и строения), которые являются или их части являются объектами общественного питания и бытового обслуживания.
Земельные участки, находящиеся под этими капстроениями, освобождаются от земельного налога, арендной платы за земельные участки, находящиеся в госсобственности.
Установленные Указом налоговые льготы могут применять субъекты предпринимательской деятельности, независимо от их места нахождения и даты их государственной регистрации.
Следует отметить, что действие Указ не распространяется:
- на розничную торговлю автомобильным топливом, механическими транспортными средствами, самоходными машинами, прицепами, ювелирными и другими бытовыми изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней;
- оказание бытовых услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.
Перечень населенных пунктов, на которые распространяется действие Указа №345, определен решениями областных Советов депутатов (ч. 1 подп. 1.2 п. 1 Указа №345). Решением Брестского областного Совета депутатов от 27.11.2017 №286 утверждены населенные пункты Брестской области, в которых применяется льготный порядок налогообложения. В пункте 13 приложения 1 к данному решению перечислены населенные пункты Малоритского района.
Указом для юридических лиц, независимо от их места нахождения и даты их государственной регистрации, установлен ряд налоговых льгот.
В частности, для организаций, осуществляющих деятельность в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания на территории сельской местности и малых городских поселениях, Указом предусмотрено освобождение от налога на добавленную стоимость, налога на недвижимость, земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, применение пониженной ставки налога на прибыль в размере 6%.
Налоговые льготы в отношении осуществляемых:
- на территории сельской местности розничной торговли в торговых объектах, на торговых местах на рынках, на ярмарках, общественного питания в объектах общественного питания, бытовых услуг предоставлены юридическим лицам, независимо от средней численности их работников;
- на территории малых городских поселений общественного питания в объектах общественного питания, бытовых услуг предоставлены микроорганизациям. При этом микроорганизацией признается юридическое лицо со средней численностью работников за календарный месяц не более 15 человек. Если за календарный месяц средняя численность работников превысит 15 человек, такое юридическое лицо за этот месяц не имеет право на применение установленных льгот.
Примечание. Средняя численность работников за календарный месяц рассчитывается в целом по юридическому лицу как сумма:
списочной численности работников в среднем за календарный месяц;
средней численности работающих по совместительству с местом основной работы у других нанимателей, исчисленной за календарный месяц;
средней численности лиц, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам, исчисленной за календарный месяц.
Исчисление указанных численностей, суммируемых для целей расчета средней численности работников за календарный месяц, производится в порядке, установленном постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 29 июля 2008 г. N 92.
Населенные пункты и территории вне населенных пунктов, относящиеся к территории сельской местности и территории малых городских поселений, определены решениями областных Советов депутатов (далее - облсовет). Решением Брестского областного Совета депутатов от 27.11.2017 №286 утверждены населенные пункты Брестской области, в которых применяется льготный порядок налогообложения. В пункте 13 приложения 1 к данному решению перечислены населенные пункты Малоритского района.
К оказываемым юридическими лицами (микроорганизациями) бытовым услугам, в отношении которых могут быть применены установленные Указом налоговые льготы, относятся бытовые услуги, определенные законодательством о ведении государственного информационного ресурса "Реестр бытовых услуг Республики Беларусь". Справочно. Таким законодательством является, в частности, постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 ноября 2014 г. N 1108 "Об утверждении Положения о государственном информационном ресурсе "Реестр бытовых услуг Республики Беларусь".
Действие установленных Указом налоговых льгот не распространяется:
на розничную торговлю:
автомобильным топливом (дизельным топливом, автомобильным бензином, газом, используемым в качестве автомобильного топлива);
механическими транспортными средствами, самоходными машинами, прицепами (полуприцепами, прицепами-роспусками). Справочно. Указанная классификация содержится, в частности, в Указе Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. N 551 "О мерах по повышению безопасности дорожного движения";
ювелирными и другими бытовыми изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней. Справочно. Определение ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней содержится в Законе Республики Беларусь от 21.06.2002 "О драгоценных металлах и драгоценных камнях";
на оказание бытовых услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. Справочно. Услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств классифицируются в группе 45.2 общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 "Классификатор продукции по видам экономической деятельности", утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2012 N 83.
Сведения о льготах и объектах, используемых при осуществлении розничной торговли, общественного питания, бытовых услуг в сельской местности и общественного питания, бытовых услуг в малых городских поселениях, указываются юридическими лицами (микроорганизациями) в налоговых декларациях (расчетах) в порядке, установленном Министерством по налогам и сборам. Такой порядок регулирется постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24 декабря 2014 г. N 42 "О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов (пошлин), иных платежей, контроль за исчислением и уплатой которых осуществляют налоговые органы".
С 26 февраля 2018 г. вступили в силу основные новшества налогового законодательства, установленные Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 N 7 "О развитии предпринимательства" (далее - Декрет N 7).
Первое. До 2020 года установлен запрет на повышение налоговых ставок и введение новых налогов, сборов (пошлин), за исключением индексации налоговых ставок (подп. 5.1 п. 5 Декрета N 7).
Второе. Субъектам хозяйствования, осуществляющим розничную торговлю через интернет-магазин, оказывающим (предоставляющим) посредством информационного ресурса в глобальной компьютерной сети Интернет услуги (права), связанные с размещением на ресурсе информации о субъекте торговли или о продаже им товаров, содержащей доменное имя сайта интернет-магазина или адресацию (гиперссылку) на него, предоставлено право применять упрощенную систему налогообложения с 1 января 2018 г. (подп. 5.2 п. 5 Декрета N 7).
Третье. Не будет производиться взыскание с субъектов хозяйствования налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в бюджет, государственные внебюджетные фонды, если требование об их уплате не предъявлено в течение 5 лет со дня истечения срока уплаты. Исключение установлено в двух случаях: если проверяемый период в соответствии с законодательными актами превышает пять лет и при представлении субъектами хозяйствования уточненных налоговых деклараций (подп. 5.4 п. 5 Декрета N 7).
Четвертое. Расчет подлежащего уплате по итогам налогового периода налога (сбора), исчисляемого нарастающим итогом, будет производится с учетом излишне уплаченных сумм налога (сбора) независимо от истечения 3-летнего периода со дня такой уплаты. При этом пени будут начисляться за данный налоговый период с учетом установленных налоговым законодательством сроков уплаты сумм налога, сбора, а также фактов излишне уплаченных в бюджет сумм налога, сбора (подп. 5.5 п. 5 Декрета N 7).
Пятое. Заказчики, застройщики, дольщики смогут включать в состав внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, и учитывать при переносе убытка на будущие периоды:
- затраты, произведенные при возведении (возмещении возведения) объектов, завершенных строительством, но не зарегистрированных в установленном порядке в качестве объектов недвижимого имущества, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры и их благоустройства, переданных эксплуатирующим организациям;
- стоимость безвозмездно выполненных работ (оказанных услуг, переданных товаров) при реконструкции, ремонте (возмещении реконструкции, ремонта) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности государства, в связи с возведением объектов строительства.
В свою очередь, у эксплуатационных организаций, у которых на праве хозяйственного ведения находятся указанные объекты, стоимость указанных выше безвозмездно полученных товаров (работ, услуг) не включается в состав внереализационных доходов, учитываемых при налогообложении прибыли (подп. 5.10 п. 5 Декрета N 7).
ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ В 2018 ГОДУ.
Указом Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 N 29 "О налогообложении" (далее - Указ N 29) внесены изменения в порядок исчисления подоходного налога. Эти новшества применяются с 01.01.2018.
1. Согласно п. 1 Указа N 29 размеры стандартных налоговых вычетов по подоходному налогу установлены в приложении 10 к Указу N 29.
Размеры налоговых вычетов в 2018 и 2017 годах приведены в таблице.
Кому положен вычет |
Размер вычета (руб.) |
|
в 2018 г. |
в 2017 г. |
|
Физлицам |
102 |
93 |
если размер дохода, подлежащего налогообложению, не превышает |
||
620 |
563 |
|
Родителям на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца |
30 |
27 |
Вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю - на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца |
57 |
52 |
Родителям, имеющим двух и более детей до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, - на каждого ребенка |
||
Физлицам, указанным в подп. 1.3 ст. 164 НК |
144 |
131 |
2. Увеличен предельный размер доходов, при котором индивидуальный предприниматель (ИП), не имеющий места основной работы (службы, учебы), вправе применить стандартный вычет (ч. 4 п. 3 ст. 164 НК, п. 5 Указа N 29).
В 2018 году ИП, который не имеет в течение квартала (года) места основной работы (службы, учебы), может применить за каждый месяц этого периода стандартный вычет в размере 102 руб., если размер его доходов, подлежащих налогообложению и уменьшенных на сумму профессионального вычета, не превышает в календарном квартале 1857 руб. (в 2017 г. - 1687 руб.).
3. Предельный годовой размер социального вычета на страхование увеличен с 2874 руб. до 3164 руб. (подп.1.2 ст.165 НК, прилож. N 10 к Указу N29).
4. Увеличены предельные годовые размеры доходов, освобождаемых от налогообложения (приложение N 9 к Указу N 29).
Доходы, освобождаемые от подоходного налога |
Предельные размеры (руб.) |
|
в 2018 г. |
в 2017 г. |
|
Стоимость детских путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации Беларуси, если они оплачены (возмещены) белорусскими организациями и ИП (подп. 1.10-1 ст. 163 НК) |
776 |
705 |
Оплата страховых услуг белорусских страховых организаций за работников организациями и ИП, являющимися местом основной работы (службы, учебы), а также за пенсионеров, ранее работавших у них (подп. 1.19-1 ст. 163 НК) |
3164 |
2874 |
Доходы, которые не являются вознаграждением за выполнение трудовых и иных обязанностей, включая матпомощь, подарки, призы, путевки: |
||
полученные по месту основной работы (службы, учебы) (абз. 2 ч. 1 подп. 1.19 ст. 163 НК) |
1847 |
1678 |
полученные от профсоюзных организаций членами этих организаций (ч. 1 подп. 1.26 ст. 163 НК) |
370 |
336 |
полученные от других организаций и ИП (абз. 3 ч. 1 подп. 1.19 ст. 163 НК) |
122 |
111 |
Доходы, полученные от физлиц, не являющихся ИП, в результате дарения и в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно (подп. 1.18 ст. 163 НК) |
6116 |
5555 |
Получаемые инвалидами, несовершеннолетними детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, безвозмездная (спонсорская) помощь в денежной и (или) натуральной формах и поступившие на благотворительный счет банка Республики Беларусь пожертвования (подп. 1.21 ст. 163 НК) |
12223 |
11102 |
5. Предельный размер доходов от сдачи в аренду (субаренду), наем (поднаем) физлицам жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест, находящихся на территории Беларуси, в отношении которых применяются ставки налога в фиксированных суммах, увеличен с 5555 руб. до 6116 руб. Увеличены и размеры этих ставок (прилож. N 11 к Указу N 29). В случае превышения указанной суммы эти доходы облагаются по ставке 13%.
Хотите начать свое дело в сфере агроэкотуризма? Дело за малым - организовать агроэкоусадьбу. Разберемся, кто вправе это сделать, как и какие услуги можно оказывать туристам с 12.01.2018 согласно новому Указу № 365 от 09.01.2017 «О развитии агроэкотуризма».
Итак, вы решительно настроены открыть агроэкоусадьбу. Чтобы ничего не упустить, стоит придерживаться следующих шагов.
1. Убедитесь, выполняются ли все условия для открытия агроэкоусадьбы.Так, вы вправе заняться агроэкотуризмом, если одновременно соблюдаются следующие условия:
- вы постоянно проживаете в сельской местности, или в поселке городского типа, или в городе с населением до 20 тыс. человек;
- вы зарегистрированы (по месту пребывания или месту жительства) в одноквартирном или блокированном жилом доме (в том числе в квартире в таком доме);
- вы производите и (или) перерабатываете сельхозпродукцию (на участках, выделенных для строительства и (или) обслуживания жилого дома либо для ведения личного подсобного хозяйства);
- агроэкоусадьба (сам жилой дом) принадлежит вам и (или) члену вашей семьи. (Члены семьи в этом случае - родители (усыновители), дети (в том числе усыновленные, удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, прадед, прабабка, правнуки, супруг(а), члены семьи супруга(и) (в том числе умершего(ей)), опекун, попечитель и подопечный);
- в агроэкоусадьбе есть свободные комнаты для агроэкотуристов. (Если участок, на котором расположена агроэкоусадьба, предназначен для строительства и (или) обслуживания жилого дома, то вы можете построить на нем гостевые домики и размещать туристов в них);
- у вас есть возможность знакомить туристов с природными (озеро, лес и т.п.) и архитектурными (церковь, кузница и т.д.) объектами, национальными культурными традициями (к примеру, обычаями, обрядами).
2. Проверьте, вправе ли вы оказывать те услуги, которые планируете.Так, вы можете предложить посетителям агроэкоусадьбы следующие услуги:
1) размещение (т.е. комнаты, в том числе в гостевых домиках). При этом число всех комнат, в которых вы планируете размещать туристов, не должно быть больше 10;
2) питание (как правило, с использованием продукции собственного производства);
3) ознакомление с природными, сельскохозяйственными и архитектурными объектами, народными традициями, а также проведение различных мероприятий (спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, культурных);
4) проведение презентаций, юбилеев, банкетов;
5) услуги бань, саун и душевых;
6) катание на повозках, запряженных животными, и на самих животных (за исключением диких);
7) инвентарь для спорта и отдыха;
8) транспортное обслуживание.
Обратите внимание! Никакие другие услуги, кроме перечисленных, оказывать посетителям агроэкоусадьбы нельзя.
3. Уплатите специальный сбор за оказание услуг в сфере агроэкотуризма. Обязательно сделайте это до того, как агроэкоусадьба откроет свои двери для первых туристов. Размер сбора - одна базовая величина (по состоянию на день оплаты).
В дальнейшем такой сбор нужно будет платить каждый год. Принцип оплаты - "в этом году за следующий": до 28 декабря текущего года за следующий год.
Кроме сбора, никакие другие налоги и платежи (например, подоходный налог, единый налог) по доходам от агроэкоусадьбы уплачивать не нужно.
1. Известите Малоритский районный исполнительный комитет (райисполком), расположенный по адресу: г. Малорита, ул. Красноармейская, 1, каб. 57.Для этого до начала работы агроэкоусадьбы направьте в райисполком письменное уведомление. Его форма установлена законодательством. В таком извещении, кроме прочего, обязательно нужно указать дату начала работы агроэкоусадьбы.
Обратите внимание! Уведомлять налоговые органы о том, что вы решили заняться агроэкотуризмом, не нужно. За вас это сделает райисполком - направит копию полученного от вас уведомления в налоговую инспекцию по месту нахождения агроэкоусадьбы. А вот купить книгу учета проверок необходимо. При этом самостоятельно регистрировать ее в налоговой вам не требуется. Приобрести книгу учета проверок можно в РУП «Издательство «Белбланкавыд» по адресу: г. Брест, ул. Мицкевича, 27.
2. Подготовьте договоры на оказание услуг в сфере агроэкотуризма.Полагаем, этим вопросом также не лишним будет озаботиться до того, как агроэкоусадьба начнет принимать туристов. Это связано с тем, что оказывать им услуги вы вправе только на основании договоров: с самими туристами либо с туроператорами.
Заключаются договоры исключительно в письменной форме. В них требуется четко перечислить все виды услуг, оказываемых посетителям агроэкоусадьбы. Формы таких договоров разработаны и утверждены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 29.06.2006 № 818 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь 26.12.2017 № 1003) - вам остается только воспользоваться ими.
В последующем вы ежегодно должны будете подавать в налоговую информацию о заключении (незаключении, отсутствии) договоров – не позднее 10 января года, следующего за отчетным.
Обратите внимание! Заниматься агроэкотуризмом без уплаты сбора, извещения райисполкома, заключения договоров, представления информации о них в налоговую запрещено. За это предусмотрено предупреждение или штраф в размере от одной до десяти базовых величин.
Хотите подработать в свободное время или сделать любимое хобби основным источником дохода? Возможности для этого есть даже без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (далее - ИП).
Если вы хотите заниматься одним или несколькими видами деятельности без регистрации ИП, нужно соблюдать одновременно следующие условия:
1) выполнять работы (оказывать услуги) самостоятельно. Привлекать к работе других лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам нельзя;
2) работать только для личных, бытовых и семейных нужд физических лиц. Например, без регистрации ИП вы можете отремонтировать гражданину компьютер, который он использует дома. Оказать такую услугу организации вы не вправе;
3) соблюдать санитарные требования, если выбранный вами вид деятельности включен в перечень работ (услуг), к которым такие требования установлены. К ним относятся, например, парикмахерские услуги, отделочные работы, изготовление и продажа кондитерских изделий;
4) пройти процедуру оформления.
Обращаем внимание, чтобы работать по заявкам юридических лиц и (или) нанимать работников, необходимо зарегистрироваться как ИП.
Прежде чем начать заниматься выбранным видом деятельности, вам необходимо выполнить следующие действия:
1. Уведомить налоговую инспекцию:
- каким видом (видами) деятельности вы будете заниматься;
- период, в течение которого вы собираетесь эту деятельность осуществлять;
- место осуществления деятельности.
При наличии права на льготы по уплате единого налога (например, гражданин-пенсионер) одновременно с уведомлением следует представить в налоговый орган подтверждающие это документы.
Извещение производится путем подачи письменного уведомления.
На основании представленного письменного уведомления налоговый орган исчислит единый налог исходя из налоговой базы и ставок налога, установленных в населенном пункте, в котором будет осуществляться деятельность.
2. Уплатить единый налог:
- до начала осуществления деятельности уплатить исчисленную налоговым органом сумму единого налога.
Уплату налогов можно произвести наличными денежными средствами в отделениях банка и почтовой связи, а также безналичным путем, используя банковскую карточку, с помощью платежно – справочных терминалов РУП «Белпочта» и инфокиосков ОАО «Беларусбанк», а также через Интернет – банкинг.
На физических лиц, осуществляющих деятельность, предусмотренную Указом, не возлагается обязанность по соблюдению установленного законодательством порядка приема наличных денежных средств, порядка ведения учета полученных доходов и порядка представления в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов) в связи с осуществлением деятельности.
С полным перечнем видов деятельности, не относящихся к предпринимательской деятельности, можно ознакомиться на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь www.nalog.gov.by в разделе «Налогообложение физических лиц» — «Виды деятельности, при осуществлении которых не требуется регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя».
За более подробной информацией можно обратиться в Управление по работе с плательщиками по Малоритскому району – каб. 33 или по телефону 2 17 76.Памятка
Для физических лиц, планирующих осуществлять деятельность, связанную с поздравлением с Новым годом, музыкально-развлекательным обслуживанием торжественных мероприятий, предоставлением услуг тамадой; а также планирующих реализовывать рождественские елки и самостоятельно изготовленные елочные украшения.
В соответствии со статьей 295 Налогового кодекса Республики Беларусь деятельность по музыкально-развлекательному обслуживанию торжественных мероприятий; деятельность актеров, танцоров, музыкантов, исполнителей разговорного жанра, выступающих индивидуально; предоставление услуг тамадой; фотосъемка, изготовление фотографий; деятельность, связанная с поздравлением с Новым годом и иными праздниками независимо от места их проведения; видеосъемка событий, а также реализация на торговых местах и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах декоративных растений (в том числе рождественских елок) относятся к видам деятельности, при осуществлении которых, физическим лицам, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, не требуется регистрация в качестве индивидуальных предпринимателей.
Физические лица, которые планируют осуществлять вышеперечисленные виды деятельности, обязаны до начала осуществления деятельности подать в налоговый орган по месту жительства уведомление о постановке на учет с указанием конкретных видов деятельности, которыми они предполагают заниматься, а так же периода осуществления деятельности и места осуществления деятельности. На основании поданного уведомления налоговый орган произведет расчет суммы единого налога, подлежащей уплате. Физическое лицо, прежде чем приступить к началу осуществления деятельности, обязано уплатить единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее – единый налог) по установленным ставкам.
Ставки единого налога установлены решением Брестского областного Совета депутатов от 16.12.2016 № 218 (с изменениями и дополнениями).
Деятельность по изготовлению елочных украшений, в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 16.05.2005 № 225 «О некоторых вопросах осуществления физическими лицами ремесленной деятельности» (с изменениями и дополнениями), относится к ремесленной деятельности, которую физические лица вправе осуществлять по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.
Физическим лицам, осуществляющим ремесленную деятельность, предоставлено право реализовывать изготовленные ими товары на торговых местах и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах, а также на основании гражданско-правовых договоров, заключаемых с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Следовательно, для реализации самостоятельно изготовленных елочных игрушек физическому лицу следует до начала осуществления деятельности уплатить ремесленный сбор и стать на учет в налоговом органе в качестве плательщика сбора за осуществление ремесленной деятельности (далее – ремесленный сбор), предоставив заявление, в налоговый орган по месту жительства. Ставка ремесленного сбора установлена в размере одной базовой величины в календарный год, определяемой на дату его уплаты. (23,0 рубля).
Подробную информацию по вопросу уплаты единого налога можно получить в Управлении по работе с плательщиками по Малоритскому району – каб. 33 или по телефону 2 17 76.
Арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, является одним из видов платежей за землю, установленных в Республике Беларусь. Порядок исчисления и уплаты арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности (далее – арендная плата), регламентируется Указом Президента Республики Беларусь от 1 марта 2010 г. № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (далее – Указ).
Уплату арендной платы плательщики осуществляют исходя из размера, определенного местным исполнительным комитетом и установленного в договоре аренды земельного участка.
Нормами Указа местным исполнительным комитетам, администрациям свободных экономических зон предоставлено право увеличивать (уменьшать), но не более чем в два с половиной раза, размер ежегодной арендной платы за земельные участки, предоставленные отдельным категориям арендаторов.
Исчисление и уплата арендной платы в увеличенном (уменьшенном) размере в соответствии с принятыми решениями местных исполнительных комитетов производятся с 1 января года, следующего за годом, в котором принято соответствующее решение.
Следует также обратить внимание и на то, что арендная плата за земельные участки, предоставленные юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям исчисляется и уплачивается в размере, увеличенном (уменьшенном) на основании решения местного исполнительного комитета об увеличении (уменьшении) размера ежегодной арендной платы за земельные участки независимо от наличия соглашения об изменении договора аренды земельного участка, предусматривающего изменение размера ежегодной арендной платы за этот земельный участок.
Организациям и индивидуальным предпринимателям необходимо самостоятельно пересчитать сумму арендной платы, определенную местным исполнительным комитетом в договоре аренды земельного участка, применив новые коэффициенты вместо коэффициентов, применяемых в расчете суммы арендной платы при заключении договора аренды. Следовательно, сумма арендной платы, указанная в расчете к договору аренды, может отличаться от фактической суммы, причитающейся к уплате, за отчетный календарный год.
Например: Размер ежегодной арендной платы за земельные участки, расположенные на территории Кобринского района и предоставленные в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, увеличен в два с половиной раза решением Кобринского районного исполнительного комитета от 05.12.2016 N 1715).
В соответствии с указанным решением уплату арендной платы в размере, увеличенном в два с половиной раза плательщикам необходимо производить с 1 января 2017 года.
Необходимо отметить, что Указом определено, что договоры аренды земельных участков, зарегистрированные до вступления в силу Указа (до 1 января 2010 года), действуют на определенных в них условиях. То есть к размеру арендной платы, определенном в таких договорах, повышающие (понижающие) коэффициенты не применяются.
С 2014 года в нашей стране применяется особый режим налогообложения – единый налог на вмененный доход (далее – единый налог, ЕНВД).
Напомним, что плательщиками единого налога признаются организации которые осуществляют деятельность по оказанию услуг по техническому обслуживанию и (или) ремонту автомототранспортных средств и их компонентов (далее - деятельность по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту) и списочная численность работников за месяц составила не более 15 человек.
Обязанность по применению единого налога возникает у организации начиная с месяца, в котором ею осуществлялась деятельность по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту, то определяющим является факт ее осуществления, а не объем оказанных услуг.
Под услугами по обслуживанию и ремонту относятся виды работ, поименованные в пункте 5 статьи 325-1 Налогового кодекса Республики Беларусь, а так же в иных нормативно – правовых актах Республики Беларусь. Так, одним из таких документов, в котором содержится перечень работ (услуг), относящихся к услугам по техобслуживанию и ремонту, является Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85 (далее – ОКРБ 005-2011), в частности, подкласс 45200 «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей». К ним в частности, относятся: механические и электротехнические ремонтные работы; ремонт систем электронного впрыска топлива; регулярный осмотр и текущий ремонт; ремонт кузова и запчастей для транспортных средств; ремонт шин и камер и другие виды работ и услуг.
В случае, если организация, оказывает услуги по нанесению на автотранспортные средства полиуретановых, ламинационных и цветных поливинилхлоридных (виниловых) пленок (с предварительным нанесением на них рекламной печати (рекламы) и без) следует учитывать следующее.
Услуги по тонировке пленкой автомобильных стекол, услуги по полировке, услуги по антикоррозийной защите, услуги по нанесению защитной пленки (антигравийная защита автомобилей) также классифицируются в указанном подклассе ОКРБ 005-2011, и, соответственно, попадают под применение единого налога.
В тоже время, услуги по нанесению в заводских условиях тонировки на стекла, предназначенные для установки на автомобили, учитываются в подклассе 23120 «Формование и обработка листового стекла» ОКРБ 005-2011, услуги по размещению рекламы на внешней стороне машин, автобусов и т.д. поименованы в подклассе 73110 «Деятельность по созданию рекламы» ОКРБ 005-2011 и, соответственно, не подпадают под действие единого налога на вмененный доход.
До настоящего времени остается актуальной проблема выплаты заработной платы "в конверте". Фактическая заработная плата некоторых работников недобросовестных субъектов хозяйствования значительно выше той, которая отражена в ведомостях выплаты заработной платы и иных бухгалтерских документах. Бывают случаи, когда с работниками не оформляются трудовые отношения, т.е. они официально нигде не работают.
Выплачивая заработную плату "в конверте", руководители организаций пытаются снизить издержки на оплату труда и, фактически уходя от отчислений в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – ФСЗН), стремятся минимизировать налоговые платежи.
В результате городской бюджет недополучает суммы подоходного налога, за счет которого производятся расходы на содержание объектов социально-культурной назначения (образования, медицины, культуры, спорта), выплату заработной платы работникам бюджетных организаций, а также значительные суммы не поступают в ФСЗН, из средств которого производится выплата пенсий и пособий.
Следует отметить, что выплата зарплаты "в конвертах" - это результат целого комплекса серьезных нарушений субъектов предпринимательской деятельности, поскольку для того, чтобы выдать «серую» зарплату, необходимо получить неучтенные наличные денежные средства путем сокрытия от налогообложения выручки за реализованные товары (выполненные работы, оказанные услуги), и при этом соответственно не уплатить налоги, исчисляемые с выручки и прибыли (дохода).
В то же время физические лица, получающие заработную плату "в конверте", с которой не удержаны и не перечислены в бюджет подоходный налог, отчисления в ФСЗН, теряют социальную защищенность. Прежде всего это относится к пенсии, так как пенсия начисляется с официальной заработной платы. То же самое касается и оплаты больничных листов. А неоформленный работник вообще не имеет право на получение выплат в случае заболевания, получения производственной травмы, достойной пенсии, оплачиваемого отпуска. Кроме того, у работника могут возникнуть и иные проблемы. Например, при обращении в банк с целью получения кредита, при декларировании доходов и имущества. В случае установления налоговым органом превышения расходов над доходами, человек не сможет подтвердить источник получения дохода, в связи с чем ему придется уплатить в бюджет подоходный налог с суммы превышения.
Стоит помнить, что обман государства порой обходится дорого: кроме того, что с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выплативших физическим лицам заработную плату «в конвертах», взыскиваются налоги, сборы, другие обязательные платежи в бюджет и пени за несвоевременную их уплату, за уклонение от уплаты налогов на юридическое лицо и на должностное лицо предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, а также уголовная ответственность.
Рано или поздно факт выдачи заработной платы "в конверте" станет известен контролирующим органам и за данное нарушение придется ответить.
Поэтому работодателям необходимо оформлять сотрудников в соответствии с нормами трудового законодательства и выданную заработную плату отражать по документам, а гражданам надо задуматься и не соглашаться получать денежное вознаграждение неофициально.
И в заключении хочется обратиться к гражданам. В случае, если у вас имеется информация о фактах нарушений в сфере налогового законодательства, в т.ч. о выплатах заработной платы «в конвертах», вы можете обратиться по телефонам: 25954, 22983. По сообщенным фактам будет произведена проверка, а конфиденциальность полученной от вас информации сохранена.